умения учиться формирование умения учиться в средней школе ; представления о себе формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития ; учебной мотивации развитие учебной мотивации, интересов ; навыков сотрудничества развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других ; умения добиваться успеха правильно формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе ; Основные задачи развития в этот период :
Формирование общеучебных умений и навыков
Развитие логической памяти и произвольного внимания школьника
На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор
Переход от одного основного учителя к системе « классный руководитель – учителя - предметники »
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, « не огорчались и не переживали », « радовались », « чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала »
Возросшая нагрузкой на психику подростка ощущение одиночества
В центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Психологические новообразования, которые станут фундаментом для развития на следующем возрастном этапе.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения
Переход к предметному обучению
Новый тип отношений с окружающими людьми
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5- х классов -- неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.
Характерные признаки : хронические опоздания школу длительное приготовление домашних заданий астенические явления к концу учебного дня, учебной недели
Виды школьной дезадаптации пятиклассников : 1.Интеллектуальная -- низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков. 2. Поведенческая -- несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам ( конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность ). 3. Коммуникативная -- затруднения в общении со сверстниками и взрослыми ( тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость ). 4. Эмоциональная -- тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег
Спасибо за внимание !