Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, это снижение психической активности,
Advertisements

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Подготовил Голобородько Евгений.
Психологические особенности использования технических средств обучения.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Зависимость выбора уровня сложности задачи от способности концентрации внимания Гусева Диана, 3 курс «Психология»
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Особенности развития: Трудности развития 2-го уровня функционального, операционного и мотивационного механизмов зрительного восприятия; Медленный темп.
«Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я может быть, запомню; Вовлеки меня, и я пойму.» Конфуций (450г. до н.э.)
Транксрипт:

Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

Процесс старения существенно затрагивает нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Восприятие Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить и понять ту или иную информацию.

Ухудшение способности к восприятию. Возрастные изменения в сен­сорных функциях (слух, зре­ние, вкус, обоняние, осязание). Способы компенсации: Прибегнуть к помощи корригирующих очков, лупы, слухового аппарата Садиться поближе к собеседнику и поближе к экрану телевизор. Без стеснения просить повторить сказанное Наклонять ухо ко рту собеседника

Примерно до лет, внимание удерживается на плато, колеблясь, естественно, в зависимости от вариабельности функционального состояния, а затем ухудшается. Стареющий человек становится рассеянным при нарушении взаимоотношения между возбудительным и тормозным процессами и при ослаблении их обоих, особенно тормозного.

Уменьшение длительности сосредоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость. Способы компенсации: * Делать паузы, прогулки, отдых, сон * Осознать отвлекающие факторы * Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время.

Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточ­ные действия Способы компенсации: * Мысленно воспроизводя события в обрат­ ном порядке, найти отправную точку * Фиксировать свои мысли на первоначальной цели, визуализировать ее * Использовать речевые команды себе

Трудности распределения и переключения внимания (становится труднее делать несколько дел одновременно) Способы компенсации: * Выбрать главные дела * Делать их последовательно

ПАМЯТЬ Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий. Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Разные виды памяти сенсорная, кратковременная, долговременная страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память.

Автоматизм действий и ошибки памяти. Способы компенсации: * Сознательная проверка рутинных действий * Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и «фотопаузы» (подчерк­нутое осознание действия) * Использовать парадоксальные зрительные подсказки

Повседневная забывчивость. Способы компенсации: Организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки не откладывать то, что может быть сделано сразу Потеря нити высказывания. Способы компенсации: Прибегнуть к словесным шаблонам, к повторению сказан­ного другими словами, чтобы выиграть вре­мя для вспоминания Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий

Мышление и интеллект В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта в старости выделяют: Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать зада­чи, опираясь на имеющуюся информацию. Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Существуют доказательства того, что кристаллизованный интел­лект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, сниже­ние которого, как правило, выражается резче и в более ранние сро­ки.

Мудрость Сегодня у большинства исследователей не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на превосходство памяти, восприятия, молодые люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость.. Мудрость это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам

Основные свойства мудрости, согласно П.Балтесу: это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы о смысле жизни); исключительно высокий уровень знаний, советов и суж­дений; необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания, которые могут применяться в особых ситуациях; это сочетание ума и добродетели (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы челове­чества; хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большин­ство людей без труда.

Список литературы: 1. Ермолаева, М.В. Психология развития 2. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология 3. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. 4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)