Один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Ожидаемые изменения в человеке, под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Общие (генеральные), которые соответствуют представлению общества об идеале личности; Педагогические, которые на определенном этапе формируют цели личности; Оперативные, которые ставятся при проведении отдельного урока или отдельного мероприятия. (По Ильиной)
то есть при практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Задач много – общих и конкретных, но цель воспитания, в пределах отдельно взятой системы, всегда одна. Цели воспитания конкретизированы в задачи
Цель воспитания, начиная с античности, разными мыслителями рассматривалась по разному:
Воспитание ума, воли и чувств. Воспитание мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальной и моральной чистоты.
Три цели воспитания: Умственная Нравственная Религиозная Воспитание имеет определенную силу.
Цель воспитания состоит в подготовке воспитанника к завтрашнему дню. Цель воспитания – это всестороннее развитие индивидов. Воспитание борца с крепостничеством и царизмом
Цель воспитания – подготовка свободной деятельностной, гуманной и всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Нравственное, умственное и трудовое воспитание.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. В разные времена выделяли разные цели воспитания:
Не было классового выделения. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку. Школы только зарождались. Цель воспитания – вооружить человека опытом выживания. Появляются специальные учреждения. Цель воспитания – воспитание детей- рабовладельцев, подготовка их к роли господствования.
Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
Основная задача религиозной воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).
Цели воспитания дифференцированы: Для детей феодалов – рыцарское воспитание; Для детей крестьян – трудовое в школах под открытым небом.
семи рыцарских добродетелей. Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа семи рыцарских добродетелей. джентльмен Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек.
Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Выделяют два класса: Пролетариат. Цель - воспитание образованных рабочих. Буржуазия. Цель – воспитание государственных деятелей.
Характеризуется научно-техническим социальным прогрессом. Развивается педагогическая теория и практика. Увеличивается возможность воспитательного процесса воспитателей и учителей.
В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка и предполагает гуманистический характер отношений между учениками педагогического процесса.
– человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Каждая школа, выстраивает неповторимую воспитательную