Православные христиане называют Святую Пасху Господню «Праздником праздников и Торжеством торжеств». В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа, совершившее победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Празднование Пасхи многовековая традиция, на Руси издавна принято готовиться к Светлому Христову Воскресенью и праздновать его. Пасхе предшествует семинедельный Великий пост.
Пост Святой Четыредесятницы (и Страстной седмицы) называется Великим по особой важности его установления. Соблюдается он в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после своего крещения удалившегося в пустыню. Пост состоит из собственно сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей Христовых». А подготовка к нему начинается задолго, вскоре после праздника Богоявления. Великий пост предваряют четыре особые недели (седмицы).
Первая неделя о мытаре и фарисее. Церковь призывает верующих к покаянию и смирению, к избавлению от гордыни как главного источника грехов. Ограничений на пищу на этой неделе не вводится.
Вторая неделя посвящена евангельской притче о блудном сыне. В это время усиливается мотив покаяния. Грешникам, отступникам от церкви дается надежда на возврат в ее лоно, как блудному сыну в отчий дом.
Третья неделя мясопустная. Она называется также неделей Страшного суда, так как о нем читается во время литургии. Верующим напоминают об ожидающем их последнем суде живых и мертвых, чтобы жили они в страхе Божьем и помнили о грядущем наказании за грехи и беззакония. В течение семи дней церковным уставом еще разрешается употреблять в пищу мясо.
Четвертая неделя масленичная или сыропустная (Масленица). На протяжении семи дней, предваряющих Великий пост, употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Мясо запрещено верующим в последнюю подготовительную неделю. В проповедях и песнопениях церковных в эти дни верующим напоминается о необходимости воздержания, о том, что близится час покаяния. Заканчивается Масленица Прощёным воскресеньем. В этот день все христиане просят друг у друга прощение, чтобы начать своё покаяние перед Господом в полном мире друг с другом. На вечерне читается молитва святого Ефрема Сирина, повторяемая затем во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений.
«"Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших" (Мф. 6:1415). Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным и все. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с небом...» Святой Феофан Затворник писал о Прощеном воскресенье :
Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя: Его страданиях, крестной смерти и погребении. Веру в силу крестных страданий за нас Иисуса Христа мы выражаем крестным знамением во время молитв. Особенности Богослужения первых трех дней Страстной седмицы состоят в следующем: на утрене после шестопсалмия и «Аллилуйя» поется тропарь «Се Жених грядет в полунощи...», а после канона поется песнь «Чертог Твой вижду, Спасе мой...». Все эти три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.
В Великий Понедельник в молитвах вспоминается о последних днях Иисуса Христа и о смысле совершенного Им спасения людей. Вспоминается притча о бесплодной смоковнице как прообразе человека нераскаянного, погибающего в грехах.
В Великий Вторник во время службы излагаются ответы Спасителя на искусительные вопросы фарисеев, напоминается о втором Его пришествии и о Страшном суде над родом человеческим. В Великий Вторник во время службы излагаются ответы Спасителя на искусительные вопросы фарисеев, напоминается о втором Его пришествии и о Страшном суде над родом человеческим.
Тайная вечеря
Омовение ног
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей.Петрулитургия Василия Великого
Моление о чаше Молитва в Гефсиманском саду