Эстетика символизма автор: Кузнецова Марина, учащаяся 11 класса Андреевской СОШ
Символизм ( франц. Symbolisme ) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. литературемузыкеживописи ФранцииXIXXX вековФранцииБельгииРоссии Символ – многозначное иносказание; некий условный знак, соединяющий мир реальный и ирреальный Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
Искусство ради искусства Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха: наполнили его новыми, яркими и выразительными образами; пытались добиться оригинальной формы; уходили в бессмысленную игру слов и звуков Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком символисты использовали звукопись для создания своих символов Символисты старались отобразить жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений
Символизм в зарубежной литературе Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир. «Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия». Артюр Рембо Поль Верлен Морис Метерлинк Главные темы творчества Метерлинка смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок». Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения. Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости.
Символизм в русской литературе Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного. Образ мечты у поэта получает сквозное развитие. Фёдор Сологуб Валерий Брюсов Вячеслав Иванов Константин Бальмонт Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей... Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами- символами Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.
Символизм в музыке Музыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет. Это связано с поисками возможностей объединения звука и света. В симфоническую поэму «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку. Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. Александр Николаевич Скрябин
Символизм в живописи Врубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Изображение движения. Присутствие интриги. Молчание и тайна полноправные персонажи в изобразительном искусстве Врубеля. Михаил Врубель
Символизм в архитектуре
Всеволод Мейерхольд Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы застыть в следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное. Главным в этих «живых картинах» было то, что живое превращалось в неживое, чтобы потом снова ожить. Символизм и театр