Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает умение обнаруживать ошибки пишущим.
Условия формирования орфографической зоркости:. осознанное отношение к слову; развитие фонематического слуха; овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные; формирование представлений об орфограмме; упражнения для выработки орфографической зоркости; использование дидактических средств, для организации работы по формированию орфографической зоркости; письмо с пропусками; специально организованное списывание; графические и цифровые обозначения орфограмм; диагностика орфографической зоркости; работа над ошибками
Работа над ошибками – планомерно организованное повторное выполнение действий с целью их усвоения и повышения качества. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Целью проведения работы над ошибками является: осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии; выработка навыков грамотного письма; формирование и развитие самоконтроля со стороны учащихся
Основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок; самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка; подбор проверочного слова; повтор правила.
Орфограмма – написание, которое не устанавливается на слух. Признаки орфограммы: написание требует проверки ( букв, сочетаний букв и т. д.) наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Эффективность работы над ошибками зависит: от систематичности ее проведения ; от разнообразия видов упражнений; от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности; от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Этапы работы над ошибками: исправление ошибок с учетом особенностей школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила; анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика; организация специального урока над ошибками
Структура урока над ошибками: коллективный анализ типичных ошибок класса: выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил; самостоятельная работа над ошибками.
Причины недостаточной эффективности работы над ошибками: низкая мотивация учащихся на выполнение данного вида работы; несистематичность проводимой работы; недоразвитость фонематического слуха, речи детей, двуязычие; малый словарный запас учащихся; недостаточно развитый навык чтения ; неумение выделять и определять орфограмму Систематическое отсутствие индивидуального подхода при организации работы над ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учеников.
Нет скучной и утомительной работы над ошибками для вполне успевающих учеников.
Дорогу осилит идущий вперед!