К РИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ КАК ИСТОЧНИК НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Advertisements

Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Методы исследования в биологии Автор презентации: Купреева Н.Н., учитель биологии МБОУ «Степновская СОШ»
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Тема 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Формальная логика как метод экономического исследования 2. Диалектика как метод экономической теории 3. Экономические.
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация на тему "Научное познание" (Обществознание 10 класс)
Схематический конспект «Наука» Наука Функции науки: 1)Познавательная 2)Мировоззренческая 3)Прогностическая Цели науки: 1)Получение истинного знания о мире.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Транксрипт:

К РИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ КАК ИСТОЧНИК НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Карл Раймунд Поппер ( ) австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода. К.Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине

Поппер описывает здравый смысл как теорию «разум-котелок

Критика Поппером индуктивной интерпретации обыденных действий Юм полагал, что индуктивный процесс следует рассматривать как правильное описание здравого смысла, несмотря на его логические течения: для него здравый смысл является иррациональной теорией знания. Самым сильным аргументом в пользу этого Юм считал то, что человек не выжил бы без верований, выводимых из повторений и ассоциаций идей.

«Все приобретенное знание, все научение, состоит в преобразовании некоторой предшествующей формы знания, или установки, и в последнюю очередь –врожденных установок».

Попперовская объективная теория познания основывается на различении между тремя «мирами». Первый мир – это физический мир второй – ментальный мир Третий - мир умопостигаемого, или мир идей

Чтобы проиллюстрировать независимость мира 3, Поппер описывает два гипотетических эксперимента: Эксперимент 1

Эксперимент 2

Эксперимент 3

Основополагающие принципы метода критического рационализма Постулат реализма Постулат переноса Постулат биологии Постулат рационализма Постулат критицизма.

«теория объективного знания без познающего субъекта»

Каузальное объяснение включает два типа утверждений: – экспланандум – утверждение, подлежащее объяснению, которое обычно состоит из истинного утверждения о отдельном эмпирическом факте; – эксплананс, состоящий из объяснительных утверждений и, в свою очередь, имеющий две составляющих: доказанную номологическую гипотезу и сингулярное утверждение.

Следующие шаги для предварительного плана эмпирического исследования, которые, разумеется, требуют дальнейшего обсуждения и практической проверки 27. Первый шаг – это объяснение, которое, в свою очередь, имеет четыре ступени. Ступень 1. Эмпирически обоснованная формулировка экспланандума. Ступень 2. Все ментальные аспекты должны быть заменены на основополагающее положение теории знания – формальную рациональность – и на принцип рациональности. Вместе взятые они дают возможность делать идеально-типические предположения, конструировать модели относительно действующего. Ступень 3. «Идеализированная реконструкция проблемной ситуации, в которой оказался действующий» (Popper 1979: 179), т.е. построение модели проблемной ситуации. Ступень 4. Вывод о способе действия и/или о непреднамеренных последствиях действия, сделанный исходя из ситуации. Вторая ступень относится к социальной инженерии. Приведенные выше четыре ступени следует также использовать при формулировке утверждений социальной инженерии, но такого рода утверждения требуют трех дополнительных ступеней: Ступень 5. Эмпирическое исследование объективной структуры физически- материальных и социальных аспектов проблемной ситуации. Ступень 6. Ссылка на имеющее отношение к проблеме научное знание, из которого можно вывести эмпирически и рационально обоснованную процедуру для данной ситуации, что означает дедукцию наиболее эффективных средств для достижения цели. Ступень 7. Формулировка направлений действий, стремящихся устранить или предотвратить социальную или экологическую проблему. 27 В этой связи см.:Koertge (1979: 91ff.), который опускает из рассмотрения компонент социальной инженерии.