Виды толерантности. Смоленск,2012
ТОЛЕРАНТНОСТЬ Уважительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Милосердие Уважение прав других Сотрудничество дух партнерства Уважение человеческого достоинства
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения
Толерантность – этоТерпимость – это свойство личности актуализируется в ситуации несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей проявляется в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия ) и терпения
Педагогическая толерантность ПЕДАГОГРОДИТЕЛИ ДЕТИ ОСОБЕННО: Дети, находящиеся в социально-опасном положении Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с особыми образовательными потребностями
«В группе детей, поведение и развитие которых уклоняется от нормы и которые потому выделяются в отношении воспитания из общей детской массы, т.е. в группе трудных детей в широком смысле слова, следует различать два основных типа: 1)тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого- либо органического дефекта (физически дефективные дети - слепые, глухие, слепоглухонемые, калеки и т.д.; умственно отсталые или слабоумные вследствие органического недостатка); 2)тип ребенка, уклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова - правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты). Третий тип исключительного в воспитательном отношении ребенка составляют дети, одаренные выше нормы (талантливые), выделение которых из общей детской массы является недавней, но серьезной проблемой. Существуют переходные формы между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; существуют комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости…» (Лев Семенович Выготский ( ) русский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Тезисы опубликованы в книге "Основные проблемы педологии в СССР" (М., 1928)
Особенности социального развития способных детей Неприязнь к школе и протестные формы поведения при несоответствии учебного плана способностям ребенка Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются сверстники. Это часто приводит к изоляции одаренного ребенка Склонность отвергать стандартные требования, конфликтность (непринятие конформизма) Погружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Стремление к совершенству (перфекционизм) Ощущение неудовлетворенности, низкая самооценка Постановка нереалистических целей Сверхчувствительность Потребность во внимании взрослых Нетерпимость по отношению к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии Карне М. Учитель. Глава 4./ Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. М., 1991.
Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития: Стремление к самоактуализации Устойчивая высокая самооценка Самостоятельность Социальная автономность Эгоцентризм (познавательный, моральный и коммуникативный) с дисгармоничным типом развития: Особая система ценностей Противоречивость самооценки Проблемы в эмоциональном развитии Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
Успешная адаптация - оптимальное равновесие между ценностями, особенностями ребенка и правилами, требованиями социума Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях Стадии учебной дезадаптации: Учебная декомпенсация (затруднения в изучении 1 или нескольких предметов при сохраненном интересе к школе) Школьная дезадаптация (нарушения поведения, конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий) Социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании) Криминализация среды свободного времяпрепровождения Ведущим показателем нормы поведения ученика является уровень его социальной адаптации адаптация дезадаптация изоляция
Социальными проявления дезадаптации: сниженная обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье) конфликты с законом изоляция Индивидуальные проявления дезадаптации: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция) завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм хронический эмоциональный дискомфорт неэффективность саморегуляции конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений когнитивные искажения реальности Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», с.
ПОВЕДЕНИЕ нормальное отклоняющееся девиантное нестандартное делинквентное патологическое антисоциальное аморальное педагогическая запущенность криминальное Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, с.
Биологические (генетические, психофизиологические, физиологические) Психологические (наличие психопатий и акцентуаций отдельных черт характера, завышенная или заниженная самооценка, хронический стресс) Социально-педагогические: Неблагоприятная атмосфера в семье и(или) в школе Жестокое обращение Негативное влияние сверстников Недружелюбное отношение к ребенку Социально-экономические Морально-этические Факторы, приводящие к нарушению поведения у детей и подростков
4 типа поведения одаренных детей ПоведениеПроявление агрессивности Разрешение конфликта Поведение окружения КреативноеМоторика, напряжение, активность Не бывает конфликтов Принятие, конструктивное руководство Комформистское Предусмотритель ность, перфекционизм Подавление конфликта Забота, принятие, похвала и поощрение ПассивноебезразличиеКонфликт уходит внутрь Поддержка, похвала, стимулирование ДеструктивноеСопротивление, вспыльчивость, Враждебность, противоречие ПроекцияЛюбовь, терпение, поддержка, понимание, объяснение «Агрессия кроется за любым поведением» Эрика Ландау
Современный учитель - это личность, способная к духовно- нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Модель педагога, работающего со способными детьми по М. Карне Доброжелательность и чуткость; Знание психологии одаренных детей; Опыт работы в школе; Высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость; Позитивная Я-концепция, целеустремленность и настойчивость, эмоциональная стабильность, способность к индивидуализации обучения Одаренные дети. // Сборник переводов с английского, под редакцией В.М. Слуцкого. / М.: Прогресс, 1991.
Педагогическая толерантность – выражается в уважительном отношении к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства Критерии толерантности педагога: 1.Педагогическое кредо 2.Лозунг педагога 3.Позиция, занимаемая по отношению к ребенку 4.Способы общения 5.Преобладающая форма отношения 6.Тактика поведения
Условно можно выделить 4 типа педагогов: I.«Диктатор» - педагог с преобладанием пренебрежения как выражение нетерпимого отношения к детям II.«Сноб» - педагог с преобладанием высокомерия как выражение толерантного отношения к детям III.«Черепаха Тортилла» IV.«Миролюбец» - педагог с преобладанием сотрудничества как выражения толерантного отношения к детям
«Миролюбец» «Черепаха Тортилла» «Диктатор» «Сноб»
Педагог – «миролюбец» 1.Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития 2.Лозунг педагога: «У тебя все получится! В случае необходимости ты можешь рассчитывать на мою помощь» 3.Позиция, занимаемая по отношению к ребенку: рядом, позиция друга, наставника 4.Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка 5.Преобладающая форма отношения: сотрудничество 6.Тактика поведения: ненавязчивое естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности