Отважная в битве, горячая в споре, Правдивая в дружбе, крутая в борьбе, Сердечная в песне, и стойкая в горе- Советская женщина, Слава тебе! М. Матусовский
Вспомним безмятежный детский сон счастливый, Первый солнца луч неторопливый, Запах яблок, зреющих в саду, Вспомним самый страшный день в году.
Вспомним город заревой, дотла сожженный, В поле урожай, огнем спаленный, Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью, Рубежи России, залитые кровью. Вспомним время, когда юные ребята Окружили все военкоматы. Гнал домой девчат охрипший военком. Это было в сорок первом,…
Раско́ва Мари́на Миха́йловна. Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир В. С. Гризодубова, второй пилот П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва -Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» 106.
В октябре 1941 года М.М. Раскова вошла в правительство страны с ходатайством приступить к формированию женских боевых авиационных полков. 8 октября 1941 года Народный Комиссар Обороны Союза ССР И.Сталин подписал приказ 0099 «...О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии...». Руководство было возложено на М.М. Раскову. Недостатка в желающих не было. В начале 1942 года после ускоренной подготовки были сформированы три женских авиаполка - истребительный (586-й) на самолетах Як-1, пикирующих бомбардировщиков (587-й) на самолетах Пе-2 (первоначально на Су-2) и ночных бомбардировщиков (588-й) на самолетах У-2 (в последствии По-2). Командиром женского 587-го бомбардировочного авиаполка стала Марина Михайловна Раскова. 4 января 1943 г. Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелете на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль "Золотая Звезда" ( 106).
В 2008 году прославленной русской летчице, капитану запаса Елене Мироновне Малютиной исполнилось 90 лет. Она одна из немногих оставшихся в живых летчиц легендарного 587-го бомбардировочного авиаполка в последствии 125-го гвардейского Борисовского авиационного орденов Суворова и Кутузова женского полка имени Марины Расковой. После 9 мая 1945 года гвардии старший лейтенант Елена Малютина за штурвал Пе-2 не садилась. Ее фронтовой мундир украшают 5 боевых орденов и 18 медалей. В годы Великой Отечественной войны она и ее боевые подруги, одетые в не по росту летные комбинезоны и кирзовые сапоги, почти ежедневно совершали по три боевых вылета. Самой старшей – было 30 лет, младшей –17. За время войны женский полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2 сделал 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тысяч тонн бомб.
Создание самолета Пе-2 началось в конце 1938 года конструкторской группой во главе с В.М. Петляковым. ВВС срочно требовался боевой самолет нового типа - скоростной пикирующий бомбардировщик. Самолет вышел на испытания осенью 1940 года, а его массовое производство развернулось в 1941 году. Пе-2 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Моторы жидкостного охлаждения М-105Р. Экипаж состоял из трех человек - летчика, штурмана и стрелка радиста. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 развивал почти такую же скорость, как истребители тех лет. В ходе войны Пе-2 постоянно совершенствовался и улучшался. В первую очередь было усилено его вооружение, затем были поставлены менее высотные, но более мощные моторы ВК-105ПФ и улучшена аэродинамика. Всего было построено самолетов Пе-2.
Пилотов Пе-2 называли смертниками. Летать на них было тяжело, а проводить точечное бомбометание не могли даже многие мужчины. Кабина у Пе-2 маленькая: одно бронированное командирское кресло, второго для штурмана не было (считалось, лучше лишнюю бомбу – сотку взять). Поэтому штурман весь полет (2-2,5 часа) стоял за спиной летчика. День Победы 587-й полк пикирующих бомбардировщиков встретил еще с подвешенными бомбами. Накануне 8 мая летали добивать курляндскую группировку, где немцы еще отчаянно сопротивлялись. Расформировали полк 28 февраля 1947 года.
В полку 5 Героев Советского Союза: гвардии капитан Мария Ивановна Долина; гвардии капитан Клавдия Яковлевна Фомичева; гвардии старший лейтенант Галина Ивановна Джунковская; гвардии капитан Антонина Леонтьевна Зубкова; гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко; Герой России гвардии капитан Валентина Флегонтовна Савицкая (Кравченко).
588-ой авиаполк ночных бомбардировщиков в последствии 46-й гвардейский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени Таманский авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков. Летали в нем на маленьких «фанерных» бипланах По-2. скорость км/ч. А если случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато машины были легкоуправляемые, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы.
По-2 (У-2). Конструктор Н. Поликарпов, 1928 год. Один из самых удивительных советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Начиная с 1928 года производство этих самолетов продолжалось долгие годы. Этот единственный и неповторимый случай в истории мировой авиации объясняется совершенством конструкции самолета. Универсальность конструкции, заложенные в ней большие возможности позволили использовать По-2 (У-2) для выполнения самых различных задач. По-2 был связным самолетом, ночным корректировщиком артиллерийской стрельбы, разведывательным, пропагандистским, санитарным самолетом и легким ночным бомбардировщиком. Скорость самолета км/час, вооружение - пулемет 7,62 мм и 300 кг бомб.
За три года непрерывных боев полк никогда не уходил на переформирование, совершил более боевых вылетов и сбросил на позиции врага более кг бомбового груза. За годы войны в полку погибли 32 девушки. В полку 23 Героя Советского Союза, 2 Героя России и Герой Республики Казахстан. Назовем их поименно: Герои Советского Союза гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна 960 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Велик Вера Лукьяновна (посмертно) 813 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна 848 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна 860 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна 968 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна (посмертно) 628 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Федоровна 980 боевых вылетов; гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна 760 боевых вылетов; гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна (посмертно) 354 боевых вылета; гвардии ст. лейтенант Парфенова Зоя Ивановна 680 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна 790 боевых вылетов;
гвардии капитан Попова Надежда Васильевна 852 боевых вылета; гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна 805 боевых вылетов; гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна 793 боевых вылета; гвардии лейтенант Руднева Евгения Максимовна (посмертно) 645 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна 890 боевых вылетов; гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна (посмертно) 630 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Федоровна 1004 боевых вылета; гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна 950 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна 782 боевых вылета; гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна 915 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Федоровна 926 боевых вылетов; гвардии капитан Чечнева Марина Павловна 810 боевых вылетов. Герои России: гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Федоровна 680 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна 725 боевых вылетов. Герой Республики Казахстан: гвардии старший лейтенант Доспанова Хиуаз.
С первого и до последнего дня существования полка им командовала Евдокия Давыдовна Бочарова (в девичестве Карабут, по первому мужу Бершанская). Родилась в с. Добровольное Ставропольского края. Родители Евдокии погибли в Гражданской войне, поэтому она воспитывалась в семье дяди. В 1931 году поступет в Батайскую школу пилотов. С 1932 по 1939 год, в качестве инструктора, готовила лётчиков. В сентябре 1939 года её назначают командиром авиационного звена 218-го авиаотряда специального применения, расположенный в ст. Пашковская Краснодарского края. Избиралась депутатом Краснодарского городского Совета. Во время Великой Отечественной войны в возрасте 28 лет, как один из опытнейших лётчиков с десятилетним стажем и хорошими способностями организатора, стала командиром 588-го ночного бомбардировочного полка. Атаки полка под предводительством Евдокии Бочаровой были очень удачны, точны и стремительны, что немцы дали прозвище женщинам-лётчицам «ночные ведьмы».
В 1981 году, на экраны в СССР, киностудия им. Горького выпустила фильм «В небе «Ночные ведьмы». Награды: 2 ордена Красного Знамени; Орден Суворова 3-й степени; Орден Александра Невского; Орден Отечественной войны 2-й степени; Орден Знак Почёта; Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; Медаль «За оборону Кавказа»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне гг.»; Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне гг.»; Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне гг.»; Медаль «За освобождение Варшавы»; Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»; Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Медаль «Активный борец против фашизма» (ГДР); Евдокия Бочарова единственная женщина, удостоенная ордена Суворова. В 1975 году Евдокии Бочаровой было присвоено звание «Почётный Гражданин Краснодара». После войны она вместе с мужем переехала в Москву, где работала в комитете советских женщин, и в комитете ветеранов войны. Умерла от инфаркта 16 сентября 1982 года.
Вспомним время, когда юные ребята Окружили все военкоматы. Гнал домой девчат охрипший военком. Это было в сорок первом, а потом… Были на груди и ордена, и скромные медали, Подвиги каких доныне не видали…