Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 с. Арзгир Красько Н. Н.
Цель урока. Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникать бедой другого. Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникать бедой другого. Развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие. Развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Оборудование. Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина, высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина, статья из учебника литературы статья из учебника литературы для 6 класса, для 6 класса, алгоритм написания рассуждения, алгоритм написания рассуждения, стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела», стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела», фрагмент песни «Если добрый ты». фрагмент песни «Если добрый ты».
Ход урока. Вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя. Работа над темой сочинения. Работа над темой сочинения. Анализ рассказа « Уроки французского». Анализ рассказа « Уроки французского». Работа с алгоритмом. Составление плана. Работа с алгоритмом. Составление плана. Подведение итогов. Подведение итогов. Задание на дом. Задание на дом.
Пословицы и поговорки. Добро творить – себя веселить. Добро творить – себя веселить. От добра худа не бывает. От добра худа не бывает. За добро не платят. За добро не платят. Лихо помниться, а добро не забудется. Лихо помниться, а добро не забудется. Худо тому, кто добра не делает никому. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды нет. В ком добра нет, в том и правды нет. Учись доброму – дурное на ум не пойдет. Учись доброму – дурное на ум не пойдет. Про добрые дела говори смело. Про добрые дела говори смело. Жизнь дана на добрые дела. Жизнь дана на добрые дела.
Работа над темой сочинения Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказ, образом отправляла мне посылку с макаронами.
Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого.
Законы доброты. О каких законах доброты говорит автор?
Законы… Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила. Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. Добро возвращается добром.
Анализ рассказа « Уроки французского» Тема нашего сочинения – «Уроки французского» - уроки доброты. Тема нашего сочинения – «Уроки французского» - уроки доброты. 1.А каково назначение уроков французского языка в рассказе В.Распутина? 2. Да и были ли занятия Лидии Михайловны с героем рассказа только уроками?
2. Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? 3.Какой казалось Лидия Михайловна окружающим, мальчику? 4. Почему мальчик не принимал заботу учительницы? 5. Знала Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг – игра в «пристенок» или « замеряшки»? 6. Как характеризует учительницу ее отношение к ученику?
Высказывания великих людей о добре. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой). (Л.Н. Толстой).
Работа с алгоритмом. Составление плана. Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского- это уроки доброты? Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения- рассуждения? Из каких частей оно состоит? Посмотрите на алгоритм и прокомментируйте его.
Строение текста типа рассуждения. 1. Тезис- утверждение, которое нужно доказать. Почему? – потому что так. Почему? – потому что так. 2.Обоснование высказанной мысли: аргументы( доводы, доказательства и примеры). Что из этого следует? - поэтому, таким образом, итак, следовательно. Что из этого следует? - поэтому, таким образом, итак, следовательно. 3. Вывод.
План сочинения. 1. Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика? 2. Учительница спасла мальчика своим поступком от голода. 3. К каким доказательствам нужно обратится для подтверждения тезиса? 4. Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участием. 5. Поступок ради спасения ученика. 6. Воспитание ученика своим примером.
Подведение итогов О чем вы сегодня вспомнили на уроке? О чем вы сегодня вспомнили на уроке? О каких законах узнали? О каких законах узнали? Какие орфограммы повторили? Какие орфограммы повторили? Над формированием какого навыка вы работали? Над формированием какого навыка вы работали?
Задание на дом. Написать сочинение на заданную тему.