Детская агрессия Агрессивность именно потому и возникает, что люди теряют ощущение жизни как таковой, утрачивают связь с простейшими ценностями жизни. Г.Белль
Детская агрессия В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия.
Детская агрессия Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей. Физическая Вербальная Негативизм Виды агрессии
Детская агрессия Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Проявление различных форм агрессии у подростков Возрастная группа, подростки Формы агрессивности, % физическаявербальная(использо вание бранных слов) негативизм 10–11-летние летние летние617265
1. В каком из возрастных периодов у детей бурно проявляется агрессия? А)В возрасте 2 года Б) В возрасте 6-7 лет В) В возрасте 18 лет
Б) В возрасте 6-7 лет
2. Кто в большей степени склонен к агрессии? А) Девочки Б) Девочки и мальчики в равной степени В) Мальчики
3. Как следует вести себя взрослым при проявлении детской и подростковой агрессии? А) Не обращать внимание на агрессивное поведение ребёнка Б) Срочно вмешаться В) Сказать, что с него берут пример другие дети
Б) Срочно вмешаться
4. Какие факторы в большей степени влияют на формирование детской агрессии? А) Плохое настроение учителя. Б) Телевидение, Интернет, семейное воспитание. В) Плохое настроение ребёнка.
Б) Телевидение, Интернет, семейное воспитание
Какие телепередачи ты любишь смотреть? Группы Боевики Фильмы ужасов Шоу Сказки Историче ские фильмы Другие Мальч ики Девоч ки
Что тебе в них нравится? Группы Желание победить Желание испугаться Красивые люди, наряды Сказочная, добрая атмосфера Желание узнать что- то новое Желание быть таким же Мальч ики Девоч ки
Девять «Если…» воспитания
Если ребёнка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть
Если ребёнок живёт во вражде, то он учится агрессивности
Если ребёнка высмеивают, то он становится замкнутым
Если ребёнок растёт в упрёках, то он учится жить с чувством вины
Если ребёнок растёт в терпимости, то он учится понимать других
Если ребёнка подбадривать, то он учится верить в себя
Если ребёнка хвалят, то он учится быть благодарным
Если ребёнок растёт в честности, то он учится быть справедливым
Если ребёнок живёт в безопасности, то он учится верить в людей
Подсчёт баллов: за ответ «Могу и всегда так поступаю» - 3 б.; «Могу, но не всегда так поступаю» - 2 б.; «Не могу» - 1 б
Интерпретация результатов От 36 до 39 баллов: ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. От 16 до 29 баллов: забота о ребёнке является для Вас вопросом первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике выполняете их не всегда последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Менее 16 баллов: у Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания и стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – психологов, а также познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Памятка для родителей Б удьте внимательны к своему ребёнку, чувствуйте его эмоциональное напряжение. У читесь слушать и слышать своего ребёнка. Н е запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть. У мейте принимать и любить своего ребёнка таким, какой он есть. П редъявляйте к ребёнку разумные требования.
Н е критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними. А грессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. П оощряйте своего ребёнка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д. Н аказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребёнку (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества; не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка
Упражнение Цель: снять негативное напряжение и восстановить силы.
Тух – тиби - дух
Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии. Помните, что каждый ребёнок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребёнка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице. Ваш ребёнок – это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что-то, что вам не нравится или приводит в ужас, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребёнок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.