Развитие связной речи. Работа над изложением по рассказу «Речкино имя» Э. Шима.
Цели урока: научить анализировать текст;научить анализировать текст; развивать речь учащихся;развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному краю.воспитывать любовь к родному краю.
Задачи: овладение навыками вдумчивого и внимательного чтения;овладение навыками вдумчивого и внимательного чтения; ответить на вопрос :ответить на вопрос : «Что значит –передать текст подробно?»«Что значит –передать текст подробно?» определить тему и стиль текста;определить тему и стиль текста; составить план.составить план.
Писатель Э.Шим Сборники рассказов: Сборники рассказов: «Неслышные голоса» «Неслышные голоса» «Следы на воде» «Следы на воде» «Лесные разговоры» «Лесные разговоры» «Речкино имя» «Речкино имя»
Вопросы: Вопросы: О чем этот текст?(Какова тема текста?) О чем этот текст?(Какова тема текста?) Назовите действующих лиц рассказа. Назовите действующих лиц рассказа. От чьего лица ведется рассказ, От чьего лица ведется рассказ, что помогает нам установить, кто является автором рассказа? что помогает нам установить, кто является автором рассказа? Что представляет собою текст по форме речи? Что представляет собою текст по форме речи? Подумайте, что отражает название : только тему или тему и основную мысль рассказа? Подумайте, что отражает название : только тему или тему и основную мысль рассказа? С какой целью рассказал Э. Шим эту историю своим читателям? С какой целью рассказал Э. Шим эту историю своим читателям?
План 1.Вдруг топографы изменят название речки? 1.Вдруг топографы изменят название речки? 2.Мы забеспокоились. 2.Мы забеспокоились. 3.Нашу речку нельзя назвать болотным ручьем. 3.Нашу речку нельзя назвать болотным ручьем.
Цитатный план: 1. «У нас работали топографы…»(повествование с элементами рассуждения). 1. «У нас работали топографы…»(повествование с элементами рассуждения). 2. «Мы над ним посмеялись…Обидно! (2- ое рассуждение). 2. «Мы над ним посмеялись…Обидно! (2- ое рассуждение). 3. «Люблю я эту речку, да и все у нас ее любят(тезис)… 3. «Люблю я эту речку, да и все у нас ее любят(тезис)… … Весною, после половодья…(описание) … Весною, после половодья…(описание) …Бежит светлая речка… …Бежит светлая речка… …Разве можно …обзывать?»(вывод). …Разве можно …обзывать?»(вывод).
Вывод Берегите Землю! Берегите Землю! Берегите Берегите Жаворонка в голубом зените, Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, Бабочку на стеблях повилики, Ястреба, парящего над полем, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ясный месяц над речным покоем. Берегите Землю! Берегите Землю! Берегите… Берегите… М. Дудинцев М. Дудинцев
Синквэйн Речка. Речка. Чистая, хрустальная. Чистая, хрустальная. Течет, бежит, сверкает. Течет, бежит, сверкает. Люблю я эту речку. Люблю я эту речку. Родина. Родина.
Синквэйн Речка. Речка. Маленькая,неприметная. Маленькая,неприметная. Успокаивает,помогает,бодрит. Успокаивает,помогает,бодрит. Она сердце мое тревожит. Она сердце мое тревожит. Вечность. Вечность.