Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В этой семье насчитывалось 18 детей, из которых будущий великий художник был третим ребёнком и вторым сыном.
С юношеских лет он проявлял большой интерес к очень сложному и трудоёмкому искусству гравюры на дереве и металле. Первые навыки гравирования Дюрер получил ещё в мастерской отца и вскоре, благодаря использованию новых технологий, достиг невиданной ранее выразительности. В мастерской художника висело изречение, которому он следовал всю жизнь: «Поспешай медленно!» путь к совершенству был долог и мучителен.
Как же работал художник? В левой руке он держал медную доску, а правой осторожно прорезывал тонкую линию на металле. Резец настолько остр, что им можно мгновенно перерезать на лету волос. Дюрер, всю жизнь носивший тонкие шёлковые перчатки, в мастерской рук никогда не жалел.
Его линия то скользит, не отрываясь от поверхности металла, то дробится, падает, взлетает вверх, извивается и успокаивается снова. Вместо привычного равномерного контура он использует штриховку, утончение и утолщение линий. При этом ему необходимо постоянно помнить, что изображение на бумаге получится зеркально перевёрнутым по отношению к награвированному на поверхности металла или дерева.
В самой сложной и глубокой по мысли гравюре «Меланхолия» ( ) Дюрер воплотил гордое стремление человека проникнуть в тайны Вселенной и мучительные сомненья, разочарования, которые неизбежно встают на пути творческого человека.
На переднем плане запечатлена крылатая женщина в пышном наряде. Её задумчивый и тревожный взгляд устремлён в даль. В позе – огромная усталость, отрешённость от внешнего мира. Кругом в беспорядке разбросаны инструменты для измерения, вычисления и ремесел. Под рукой женщины закрытая книга, над головой – песочные часы, напоминающие о быстротечном времени жизни. Рядом колокол с верёвкой, дёрнув за который можно позвонить в любое время, напомнив человеку о смерти.
Что такое меланхолия? Вот одно из определений этого слова, данное поэтом В.А.Жуковским: «Грустное чувство, объемлющее душу… предчувствие утраты неотвратимой и неизбежной». Действительно, несмотря на множество загадок и вопросов, художнику удаётся вызвать у зрителей настроение меланхолии, грусти и тревоги.
Всю жизнь Дюрер размышлял о тайнах бытия, пытался разгадать загадки природы. Свои знания он черпал из живой натуры, именно она вдохновляла его на создание многих произведений. Он приносил домой жука, долго и пристально изучал его строение через лупу, а потом писал его акварелью и тушью. он пробовал свои силы в изображение бесконечного переплетения зелёных стеблей, веток и листьев, используя при этом игру света и тени, тончайших нюансов перехода одной краски в другую.
Альбрехт Дюрер умер в Нюрнберге в 1528г., оставив после себя более 60 картин, несколько сотен гравюр и рисунков. Он воспитал немало учеников, имел верных и преданных друзей, один из которых, оплакивая его смерть, сложил эти строки прощальной эпитафии: … пребудут вовек и доблесть, и слава Альбрехта, Ярко сверкая, доколь звёзды на небе блестят…
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура класс.- С.-Пб.: Просвещение,2004.