Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса. ШИШКИН Иван Иванович (13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан 8 (20) марта 1898, Петербург), русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.
Современники называли его «царем леса». Характерны и названия картин Шишкина: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», самая известная - «Утро в сосновом лесу». Полотна его отличаются солнечностью, ясностью, радостью, в них он раскрывает поэтические черты русской природы. Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной.
«Сосновый бор» Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе так: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, Шишкин-это «человек школа». Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе так: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, Шишкин-это «человек школа».
«Дождь в дубовом лесу» В сюжете картины мы видим трех путников. Закрадывается мысль, что вдали, на втором плане, в глубину леса уходит сам художник. Шишкин в этой работе выступил как виртуозный исполнитель в станковой живописи. Истинную ценность этого произведения составляет прекрасно выраженное состояние природы: начавшийся мелкий, моросящий дождь; мокрые, скользкие тропинки; серо- водянистый воздух. Полотно передает влажность лесного воздуха, запах мхов и травы, пение птиц, тишину и покой.
«Утро в сосновом лесу». Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в сосновом лесу. Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
«Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Монументальная картина - последний торжественный образ леса, символизирующий богатырскую силу русской природы.
На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла. Картина сразу покоряет национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью.
«Дубовая роща» 1887 г. Мы словно читаем «историю» дубов, этих «персонажей», подобных героям произведений бытового жанра. Мы рассматриваем их изогнутые ветви и кору, покрытую трещинами. Поляна оживает в разнообразии травяного покрова; она естественно сливается с дальним планом, а впереди выписаны четко различимые травы и цветы. Мы словно читаем «историю» дубов, этих «персонажей», подобных героям произведений бытового жанра. Мы рассматриваем их изогнутые ветви и кору, покрытую трещинами. Поляна оживает в разнообразии травяного покрова; она естественно сливается с дальним планом, а впереди выписаны четко различимые травы и цветы.
«Зима» 1890 В сюжете полотна все сковано морозом и погружено в тень, лишь в глубине холста лучик солнца освещает небольшую поляну, слегка оттененную в нем розоватым цветом.От этих проблесков снег на земле и ветвях стройных сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой.
«Полдень в окрестностях Москвы» Пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Небо на картине огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. Оно наполнено серебристо-пепельными облаками, сквозь которые пробивается радостный солнечный свет. Именно небо, чистое и великое, является в «Полдне» главным объектом изображения. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и крестьянских работ. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.
«Рожь» Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мхов, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Н. А. Некрасов Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мхов, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Н. А. Некрасов Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. "Рожь" – это песня земле, симфония на тему самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих, природная благодать. "Рожь" – это песня земле, симфония на тему самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих, природная благодать.
«Солнечный день. Мерикюль» 1894 Картина выполнена Шишкиным в очень интересной гамме светло-зеленых и желтых тонов. Она изображает ветхий домик-землянку на берегу ручья.
В картинах «Солнечный день. Береза»» 1894 г., « Березовая роща » 1896 г., художник добился необычайно-декоративного эффекта, создав образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.
«На севере диком…» 1883 Одиночество... На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломить, согнуть. С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.
Михаил Юрьевич Лермонтов "Сосна", На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
Б.Успенский: «Шишкин – великорусский талант по преимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей... Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы. Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами». В.Манин: « Его изобразительное изъяснение – прямое и непосредственное – нельзя считать лишенным своей философии, своего волнения и восторга, своей подпочвы ». В.В.Васнецов: «Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать»