Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему !
Образовательные: учиться формулировать основную тему и идею текста; выделять самостоятельно микротемы ; пользоваться разными способами сжатия текста. Развивающие: Обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка. развивать память, мышление Воспитательные: Обращать внимание на нравственные категории текста. Цели:
Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.Ожегов
1.Прослушайте исходный текст. 2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ). 3.Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений. 4.Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста. Последовательность работы при восприятии текста на слух
5. Выберите способы компрессии для каждой части текста. 6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. 7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 8. Напишите сжатое изложение. Последовательность работы при восприятии текста на слух
Первая микротема: грубость, манеры, неряшливость в одежде, распространенное явление, незащищенность, слабость, признак невоспитанности и жестокости. Вторая микротема: сильный и уравновешенный человек, слово отражается, человеческая жизнь, благородство, великодушие. Третья микротема: учиться интеллигентной речи, нужно всем, важнейшая часть личности
Информация о тексте для сжатого изложения абзаца Микротема 1 Грубость в языке и поведении человека свидетельствуют о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости. 2 Сильный человек силён своим благородством и великодушием. 3Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1.Исключение; исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений. 2.Обобщение. замена однородных членов обобщающим наименованием; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Сжатие текста
3.Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением. Сжатие текста
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С.Лихачёву) 136 слов
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С.Лихачёву) 136 слов
Грубость в языке, в манерах, неряшливость в одежде – распространённое явление и свидетельствует о незащищённости человека, о его слабости. Это признак невоспитанности и жестокости. Сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Известно, что каждый наш поступок, слово отражается на окружающих и враждебно человеческой жизни. Сильный человек, понимает это и силён своим благородством и великодушием. Учиться интеллигентной речи надо долго и внимательно. Но действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть нашего поведения, личности и способности не поддаваться влияниям среды. 86 слов
Памятка. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста: - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; - определение стиля исходного текста; - определение типа речи; - анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана уточнение центральной части); - выполнение чернового варианта; -проверка собственного текста на сохранение связности и наличие - ключевых языковых средств.
Источники 1.Русский язык. 9 класс. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной Нормы русского литературного языка: практ. материал к урокам; под ред. О.В. Загоровской. - М.: Просвещение, uchimcauchitca.blogspot.ru2012/01/blog-post uchimcauchitca.blogspot.ru2012/01/blog-post 6. s1literator.ucoz.ruload/gia_russkij_jazyk…dlja…1… s1literator.ucoz.ruload/gia_russkij_jazyk…dlja…1…