ТЕМА 6. Потребительский выбор Лектор: Рыжкова Марина Вячеславовна
2 План лекции: 1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению 2. Выбор потребителя 2.1. Бюджетное ограничение 2.2. Предпочтения потребителей 2.3. Равновесие потребителя
3 Рекомендуемая литература: 1.Баликоев В.З. Общая экономическая теория : учебник. – М.: Омега-Л, – С. 214–224.; 2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория : учебник для вузов. – М.: Проспект : Велби, – С. 95–110.; 3.Долан Э. Дж. Микроэкономика. – СПб. : Литера плюс, – Гл. 5.; 4.Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: Аса, – С. 104 – 111.; 5.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Норма, – С. 130 – Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М, – С. 256 – Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. – М.: «Дело», – С. 78 – Курс экономики: учебник для вузов / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, – С. 274 – Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М. : Экономистъ, – С. 200 – 210.
4 Вопрос 1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению Полезность - Удовлетворение потребностей Удовольствие Предпосылка анализа поведения потребителя – рациональность
5 Как измерить полезность? Вопрос 1. Количественный подход = кардиналистский Порядковый подход = ординалистский Уильям Джевонс, Карл Менгер Леон Вальрас Фрэнсис Эджуорт, Вильфредо Парето, Ирвин Фишер «Utils» Cardinal – количественный Ordinal – порядковый
6 Кардиналистский подход Вопрос Общая полезность (Total Utility – TU) – от всех потребляемых товаров 2. Предельная полезность (Marginal Utility – MU) – от дополнительно потребляемых еднинц блага Виды полезности:
7 Кардиналистский подход Вопрос 1. Первый закон Госсена – Закон убывающей предельной полезности Второй закон Госсена – Условие оптимума потребителя Покупаемые товары Непокупаемые товары
8 Кардиналистский подход Вопрос Нет объективных единиц для измерения полезности товаров 2. Предельная полезность денег (λ) непостоянна. Недостатки:
9 Ординалистский подход Вопрос 1. Обозначения: Х, Y, ZНаборы благ X(Q A, Q B, …, Q Z )Количества благ А, В, … Z в наборе X U Иванова Полезность, получаемая потребителем Ивановым X>YНабор Х предпочтительнее набора Y Х>~YХ>~YНабор Y не хуже набора Х Х~YНаборы X и Y равноценны
10 Ординалистский подход Вопрос 1. Аксиомы: 1. Полной (совершенной) упорядоченности Для любых Х и У X>Y или Y>X или X~Y 2. ТранзитивностиЕсли Х>~Y>~Z, то X>~Z 3. НенасыщенияЕсли X(Q A, Q B ) и Y(Q A +1, Q B ), то Y>X 4. Независимости потребителя U Иванова (Q Иванова, Q Петрова )= U Иванова (Q Иванова )
11 Вопрос 2. Выбор потребителя 2.1. Бюджетное ограничение Q A, Q B, …, Q Z Количество товаров A, B, …, Z P A, P B, …, P Z Цены товаров A, B, …, Z mДоход потребителя Обозначения:
Бюджетное ограничение Вопрос 2. Бюджетное ограничение (линия) Бюджетное множество P A *Q A + P B *Q B = mP A *Q A + P B *Q B m Наклон бюджетной линии = = P B /P A
13 Наклон бюджетной линии = P B /P A пропорция, в которой рынок готов заместить товар А на товар В альтернативные издержки потребления товара A Вопрос 2.
14 Изменение бюджетной линии: Вопрос Изменение дохода m 2 /P В m 2 /P A QAQA m/P A m/P B QBQB Доход вырос mm 2
15 m 2 /P В m/P A1 QAQA m/P A2 m/P B Изменение бюджетной линии: Вопрос Изменение цены товара А QBQB P A выросла P A1 P A2 3 и 4 случай
Кривая безразличия - все наборы товаров A и B, доставляющие потребителю одинаковый уровень полезности X QBQB QAQA QA*QA* QB*QB* U1U1 Вопрос 2.
17 Свойства стандартных кривых безразличия: Вопрос Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров. 2. Кривые безразличия не могут пересекаться. 3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 4. Кривая безразличия – вогнутая линия к началу координат.
18 Карта кривых безразличия: Вопрос 2. QAQA QBQB U1U1 U2U2 U1U1 U3U3 U1
19 Предельная норма замещения – MRS AB (Margenal Rent of Substitution) – Вопрос 2. QBQB Q A QAQA tg (180- ) X Q B пропорция, в которой потребитель готов заместить один товар другим при сохранении общего уровня полезности (т.е. оставаясь на той же кривой безразличия). Графически: тангенс угла наклона кривой безразличия в точке Х ( ).
Равновесие потребителя Вопрос 2. Суть выбора (варианты формулировок): 1 вариант. Потребители выбирают наиболее предпочитаемый набор из своих бюджетных множеств. 2 вариант. Потребители выбирают набор, который дает максимальную полезность (лежит на более высокой кривой безразличия) при данных бюджетных ограничениях. 3 вариант. Потребители выбирают набор на кривой безразличия, которая лишь касается бюджетного множества в одной точке.
Равновесие (графически) Вопрос 2. Условие оптимума потребителя: В точке оптимального выбора наклон кривой безразличия в точке (MRS) совпадает с соотношением цен, отражаемым наклоном бюджетной линии. MRS AB = -P B /P A E2E2 E1E1 E*E* QAQA QBQB QB*QB* QA*QA* U2U2 U1U1 U1U1 U3U3
22 Вопросы: 1. Осуществляете ли вы выбор путем подсчета ютелей или путем ранжирования наборов товаров? 2.В чем суть процедуры поиска оптимума потребителя? 3.Самостоятельно найдите информацию об ограниченной и органической рациональности.