Как В.А. Жуковскому удалось создать романтический образ моря? Авторы презентации: учащиеся 9а класса МОУ «СОШ 4 г.Соль-Илецка» МОУ «СОШ 4 г.Соль-Илецка»
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Найти и проанализировать поэтические средства в стихотворении Найти и проанализировать поэтические средства в стихотворении В.А. Жуковского «Море». В.А. Жуковского «Море». Выяснить, какие из них помогают создать образ моря. Выяснить, какие из них помогают создать образ моря.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ Для выполнения задания мы внимательно прочитали стихотворение, нашли и выписали средства художественной выразительности, попытались понять, каким образом они помогают создать образ моря и что они дают тексту? Для выполнения задания мы внимательно прочитали стихотворение, нашли и выписали средства художественной выразительности, попытались понять, каким образом они помогают создать образ моря и что они дают тексту?
История создания стихотворения Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение «Море». Создано в 1822 году, «Море». Создано в 1822 году, напечатано в сборнике напечатано в сборнике «Северные цветы». «Северные цветы». Романтический образ моря – Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед тема стихотворения. Перед нами морская стихия с её нами морская стихия с её красками, звуками Поэта красками, звуками Поэта интересуют и виды морского интересуют и виды морского пейзажа, детали связанные с пейзажа, детали связанные с морем, и состояние души морем, и состояние души человека, воспринимающей человека, воспринимающей природу. природу.
«МОРЕ» Безмолвное море, лазурное море Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; Смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя Напряженная грудь?...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ ОФОРМИЛИ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ Средства художествен ной выразительности. Примеры. Примеры. Развернутая метафора – олицетворение. «ты живо, ты дышишь» «льёшься, ласкаешь, блещешь» Эпитеты. «безмолвное» «лазурное» «глубокая тайна» «чистый» Антитеза. «любовь» «жизнь» «свет» -- «неволя» «тучи» «тревога» Славянизмы и архаизмы. «бездна» «лоно» «светозарный» «земные неволи» Инверсия. «ОБМАНЧИВ ТВОЕЙ НЕПОДВИЖНОСТИ ВИД» « ТРЕВОЖНОЮ ДУМОЙ НАПОЛНЕНО ТЫ» Повторы (в том числе однокоренные). «ЛАЗУРНОЕ МОРЕ» «СВЕТОЗАРНОЙ ЛАЗУРЬЮ» «РАДОСТНО БЛЕЩЕШЬ» «СЛАДОСТНЫЙ БЛЕСК»
ВЫВОД Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора – олицетворение. Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора – олицетворение. Представление о море как об одушевленном существе дают Представление о море как об одушевленном существе дают эпитеты. эпитеты. В раскрытии взаимоотношений двух стихий, моря В раскрытии взаимоотношений двух стихий, моря и неба, применяется антитеза. и неба, применяется антитеза. Славянизмы и архаизмы придают элегии высокую лексическую окраску. Славянизмы и архаизмы придают элегии высокую лексическую окраску. Большую выразительность слову придает инверсия. Большую выразительность слову придает инверсия. А разнообразные повторы делают элегию мелодичной и А разнообразные повторы делают элегию мелодичной и музыкальной. музыкальной.
Используемая литература 1. Русская поэзия первой половины XIX века.(Сборник стихотворений). 1. Русская поэзия первой половины XIX века.(Сборник стихотворений). 2. Учебник литературы для 9 класса. В.Г Маранцман 2. Учебник литературы для 9 класса. В.Г Маранцман 3. Журнал «Литература в школе» 8, 2002 г. 3. Журнал «Литература в школе» 8, 2002 г. 4. Материалы Internet. 4. Материалы Internet.