Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?"
Advertisements

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин) МБОУ Новосельская ООШ Николаева С. А. - учитель.
Цель: через символику романа показать всю сложность и глубину философских и религиозных размышлений Достоевского, выявить роль библейских мотивов в «Преступлении.
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН Работу выполнила ученица 5 Д класса МАОУ СОШ 44 Ахмедова Гюнеш МАОУ СОШ 44 г. Томска.
Православие о Божием суде Как видеть в людях Христа Почему христиане верят в бессмертие Как видеть в людях Христа Почему христиане верят в бессмертие.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Мультимедийная презентация к уроку литературы в 11 классе.
1 Владимир Сергеевич Соловьёв 2 Б.Пастернак 3 «Чистый практический разум не хочет, чтобы отказывались от притязаний на счастье; он только хочет, чтобы.
Особенности поэтического мира Н.Рубцова Урок-обобщение в 8 классе.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Тема: Габдулла Тукай. Тема родины в творчестве поэта». Урок в 6 классе. Разработала: Монгуш ЕМ, учитель русского языка и литературы.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Край ты мой, родимый край… Волгоградская область За все тебя, господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Тема исследования: « Тема исследования: « Притча о «Блудном сыне» в искусстве» Цель исследования: Цель исследования: выяснить, какую роль в жизни имеет.
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловской сош», 2010.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский.
Моральный долг в судьбе человека. Презентация по обществознанию 9 класс Выполнила: учитель истории и обществознания Попова С.В. МКОУ Мокроусовская средняя.
Транксрипт:

Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Прочитайте стихотворение И.А.Бунина

Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что является в нём символом красоты? Читая стихотворение, мы воссоздаём в воображении картину знойного летнего полдня, видим безоблачное небо, полевую дорогу, цветы, колосья и травы, слышим гудение шмелей и понимаем: вот оно прекрасное. «Полевые пути меж колосьев и трав» вобрали в себя всё, что есть прекрасного в мире, выросли в символ красоты.

Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к милосердным коленам? Эти слова обладают ассоциативностью (лат. associatio – соединение), благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях. Каких? Притча о блудном сыне, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ассоциации необычайно углубляют смысл произведения.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Какие смыслы открывает нам первое прочтение стихотворения? О чём идёт речь? Речь идёт об итоге жизни. Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив. И человек вспоминает моменты наивысшего счастья – встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину, в чём-то раскаивается.

В чём раскаивается лирический герой? Понять это можно, вспомнив библейскую притчу. Младший сын не просто ушёл от отца, забрав свою долю наследства. Сын как бы сказал отцу: ты мне не нужен, нужно только наследство, я хочу получить всё сейчас и жить по-своему. Но юноша не смог жить своим умом и вынужден возвратиться к отцу. А отец не только не прогнал его, но радостно принял как сына, поступил не по справедливости, а по милосердию. Поэтому так выразителен бунинский эпитет «к милосердным коленам».

Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной Рембрандта? Мы вспоминаем картину Рембрандта : измученного человека в лохмотьях, припавшего к коленам отца. Вся фигура сына говорит о пережитых невзгодах, о раскаянии, а жест старика выражает любовь и прощение.

Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.

И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворения. Речь идёт об осмыслении жизни. Поэт высказывает мысль: человек в земной жизни забывает о Небесном Отце, пытается жить по-своему, но рано или поздно вынужден возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу, человек в полной мере осознаёт, что красота – это мир, окружавший его. И душу человека переполняет чувство благодарности к Богу, который создал эту красоту и подарил её человеку. В его сладостных слезах всё: и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и чистая сыновняя любовь. Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.

Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка. Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии. Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии. Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения. Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.

Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите это, обратившись к стихотворению Пушкина «На статую играющего в бабки». Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Обобщим сказанное Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.

Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой. Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.