1
Авторы : Бельды Наталья, ученица 9 кл. (VIII вида ); Галочкин Алексей, ученик 6 кл. (VIII вида ); Ворокина Светлана, ученица 6 кл. (VIII вида ); Кузминская Виктория, ученица 6 кл. (VIII вида ); Швец Анастасия, ученица 6 кл. (VIII вида ). Руководитель : педагог - психолог Паскал Виктория Викторовна. 2
Получить : подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях ; информацию о правилах выбора профессии ; определиться в выборе будущей профессии ; сформировать представления о своей будущей профессии ; повысить интерес к профессиональной деятельности людей ; развивать свою психолого - педагогическую культуру ; подготовиться к дальнейшему выбору профессии. 3
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать где продолжить образование или куда пойти работать, какую профессию выбрать в будущем. Актуальность этой проблемы отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия ; способны к сотрудничеству ; отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью ; обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны ». Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда : возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Выбор профессии – важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так : окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности. Нам бы хотелось изучить мир профессий и выявить для себя более интересную. Вот почему проблема выбора будущей профессии актуальна и для нас. 4
5 человек профессии
6
автомеханикагентадвокат администратор ресторана актераниматор археологархитектораудитор 7
бармен бренд - менеджер брокер бухгалтер верстальщикветиренарвизажист водительвоенный офицер военный воспитательврач 8
Геолог - разведчик Гид - экскурсовод горничная дворникдиджей журналист железнодорожный машинист 9
кассиркинологкондуктор корректоркосметологкурьер инженеринспектор таможни инструктор по вождению инструктор фитнес - центра 10
логистик 11 морякманикюршамассажист менеджермилиционермодельер маляр - штукатурмедицинская сестра операторофициантохранник
редакторрежиссерриелтор работник кафе быстрого обслуживания парикмахерпекарьпереводчик пилотписательповар пожарныйпродавецпрораб психолог 12
тренер учитель 13 садовниксекретарьспасатель строительстюардесса страховой агент социальный работник
фармацевтфермерфлорист фотограф художник швея 14
ювелирюрист экономистэлектрик 15
16
Профессия - это необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность - в ид з анятий в рамках о дной п рофессии. Должность э то к онкретный трудовой п ост в о рганизации.
Начальная общеобразовательные школы, учебно - производственые комбинаты, производство. Средняя профессиональные училища, частные профессиональные школы. Средне - специальная - техникумы, педучилища, специальные средние школы - и училища. Высшая государственные и частные вузы.
При выборе будущей профессии необходимо учитывать факторы :
состояние здоровья ; способности ; уровень знаний ; психологические особенности личности.
наши желания ; интересы ; склонности.
потребности рынка труда в кадрах
Мнение о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться после учета моих интересов и способностей. Иначе буду владеть " модным ", но не с приносящей удовольствия специальностью. Выбор профессии под влиянием товарищей ( за компанию, чтобы не отстать ). Нужно стараться увидеть, чем я отличаюсь от товари - щей и в чем мы сходны. Это поможет понять, что если, например, Вася идет на пожарного ( он рискованный человек ), но мне эта профессия может не понравиться ( я ведь очень осторожный и рассудительный ). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной про - фессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учи - тывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что мне нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятель - ности.
Увлечение только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, буд - ничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепере - дачах, чаще они изучают массу информации, архивов, разгова - ривают с десятками людей, прежде, чем подготовят 10- минутное сообщение. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иност - ранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать какие профессии за этим предметом стоят. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах ( склонностях, способностях ). Разобраться в себе мне помогут психо - лог, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут ока - заться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостат - ков, необходимых при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т. к. они могут ухуд - шить мое состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном те, в кото - рых требуется длительное напряжение тех или иных физиологичес - ких систем. Секретари - сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
изучить глубже самого себя : в своих интересах, склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях ; прочесть побольше книг, статей, журналов о выбранной профессии ; познакомиться с представителем выбранной профессии и побеседовать с ним ; ознакомиться с учебными заведениями, в кото - рых можно получить информацию и образование о выбранной профессии ; быть настойчивым в достижении намеченной цели.
28 Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры : азбука профориентации. СПб., Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб., Грецов А. Г., Попова Е. Г., Бедарева Т. А. Мир профессий в спорте. Под ред. С. П. Евсеева СПб., Грецов А. Г., Бедарева Т. А., 100 популярных профессий – Спб, Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М., 1998 г.