Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина Работа учеников 9 «Б» класса Работа учеников 9 «Б» класса МОУ «Гимназия1»: МОУ «Гимназия1»: Стрельниковой Натальи,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела?» Дуэль Онегина и Ленского Цели: Понять: 1.Роль главы в композиции и сюжетной линии произведения.
Advertisements

«Стрелялись мы…» (Дуэль в системе русской культуры первой трети 19 века)
IV этап Вот пистолеты уж блеснули… Команда «Романтики»
Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века. (На примере двух произведений А.С.Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка»)
Команда «LA VIE» г. Казань школа 89 Путешествие в XIX век IV этап IV этап « Вот пистолеты уж блеснули..»
Дуэль как явление русской жизни XIX века Составители: Брусняк Любовь Викторовна Бажакина Татьяна Викторовна г.Кемерово.
Презентация Ученицы 11 «А» класса МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Поруновой Алёны. Учитель Журавлёва И. И г.
Моя электронная библиотека Работа 6 «А». Дуэли Определение дуэли Дуэль – это поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками.
Актуальность моей темы состоит в том, что изучая литературу, мы просто говорим, что поэт погиб на дуэли… Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов.
Тема дуэли в русской литературе XIX века. Цели проекта: Изучить историю дуэли, её истоки. Изучить историю дуэли, её истоки. Определить, какую роль играет.
Как защитить честь и достоинство?. ...Все было готово. Противники встали на свои места. Данзас махнул шляпой, и они начали сходиться. Пушкин сразу подошел.
Последние годы А.С.Пушкина ( г.г.). Венчание Пушкина с Гончаровой 18 февраля 1831 г. Пушкин венчается с Натальей Гончаровой в московской церкви.
По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей,
Презентация по теме: "Дуэль Лермонтова с Мартыновым и Печорина с Грушницким"
ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 8 ЗКЛАССА АГАЕВ РУСЛАН ДУЭЛЬ И СМЕРТЬ А.С ПУШКИНА !
Интерактивный урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Интерактивный урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Последние годы жизни Александра Сергеевича Пушкина
А.С. Пушкин. Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 181 г.Н. Новгорода А.А. Самченко.
Урок литературы в 8 классе Падение Белогорской крепости (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Автор Рыжкова Наталья Николаевна, учитель русского.
Транксрипт:

Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина Работа учеников 9 «Б» класса Работа учеников 9 «Б» класса МОУ «Гимназия1»: МОУ «Гимназия1»: Стрельниковой Натальи, Стрельниковой Натальи, Андреевой Анны, Андреевой Анны, Киселевой Екатерины, Киселевой Екатерины, Федотовой Екатерины. Федотовой Екатерины.

Цели проекта: Выяснить: Выяснить: что такое дуэль и почему дуэли были популярны во времена Пушкина, что такое дуэль и почему дуэли были популярны во времена Пушкина, какова роль дуэлей в произведениях «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», какова роль дуэлей в произведениях «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», почему дуэль Пушкина с Дантесом была неизбежной и закончилась трагически. почему дуэль Пушкина с Дантесом была неизбежной и закончилась трагически.

Дуэли во времена Пушкина Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Защита корпоративной Защита человеческого достоинства чести Роль дуэли – социально-знаковая ИДЕЯ ДУЭЛИ УзкосословнаяОбщечеловеческая

Оценка меры оскорбления: Незначительное Незначительное Показ готовности к бою. Примирение возможно после вызова и его принятия. Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретером. Показ готовности к бою. Примирение возможно после вызова и его принятия. Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретером. Знаковое изображение боя. Примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений. Знаковое изображение боя. Примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений. Кровное Кровное Дуэль заканчивается первым ранением. Дуэль заканчивается первым ранением. Смертельное Смертельное Дуэль заканчивается гибелью одного из участников ссоры. Дуэль заканчивается гибелью одного из участников ссоры.

Схема ведения дуэли: Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения) Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения) Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды Выбор характера дуэли. Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.

Дуэль в «Капитанской дочке» Участники: Швабрин и Гринев Причины дуэли: Швабрин задел честь Марьи Ивановны, что Гринев не мог оставить безнаказанным. Роль дуэли: эта сцена помогает понять характеры героев. Гринев готов отдать свою жизнь, защищая честь Марьи Ивановны. Швабрин совершил подлость, сначала оговорив девушку, а затем ранив Гринева, когда дуэль должна была прерваться.

Дуэль в «Выстреле» «Выстрел» - одна из пяти «Повестей Белкина». Сюжет повести – поединок, история одной необыкновенной дуэли. Участники: Граф Б*** и Сильвио. Причины дуэли: Причины дуэли: Неуважительное отношение Сильвио к графу Б***, зависть к более удачливому человеку. Роль дуэли: Роль дуэли: Композиционная роль: две части дуэли – две части повести. Дуэль помогает раскрыть характеры героев. При первом столкновении герой –граф (молодой, не страшащийся смерти, ничем не дорожащий в жизни), при втором – Сильвио (одержимый мыслью о мщении, сумевший заставить графа сделать выстрел, на который у того не было права: «Я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно…Предаю тебя твоей совести.»).

Итоги дуэли: Растянутая во времени дуэль закончилась лишь через шесть лет после ее начала. Граф выстрелил, однако Сильвио ответный выстрел сделал намного позже… но не в графа, а в картину: не захотел уничтожать графа физически, довольствовался победой моральной. Растянутая во времени дуэль закончилась лишь через шесть лет после ее начала. Граф выстрелил, однако Сильвио ответный выстрел сделал намного позже… но не в графа, а в картину: не захотел уничтожать графа физически, довольствовался победой моральной. Выстрел Сильвио был действительно во всех отношениях замечателен. Он без лишних слов дал понять графу, что подарил ему жизнь. Выстрел Сильвио был действительно во всех отношениях замечателен. Он без лишних слов дал понять графу, что подарил ему жизнь.

Дуэли в жизни Пушкина Наиболее известные дуэли поэта: 1819 г. – Кюхельбекер вызывает на дуэль Пушкина г. – дуэль с офицером Зубовым. 822 г. – дуэль с полковником Старовым. Дуэль с Рылеевым (поэтическая гипотеза Вл. Набокова). н ноябрь 1836г. – несостоявшаяся дуэль с Дантесом. 26 января 1837г. – Пушкин посылает Дантесу вызов, 27 января на Черной речке, в предместье Петербурга, состоялась дуэль, во время которой поэт получил смертельную рану

Причины дуэли: Дантес бесцеремонно и нагло ухаживал за Натальей Николаевной Гончаровой – женой А.С.Пушкина. Дантес бесцеремонно и нагло ухаживал за Натальей Николаевной Гончаровой – женой А.С.Пушкина. Подлый «отец» Дантеса (барон Геккерн, голландский посланник) со своей братией сочинял истории, порочащие честное имя поэта и его жены. Подлый «отец» Дантеса (барон Геккерн, голландский посланник) со своей братией сочинял истории, порочащие честное имя поэта и его жены.

Письмо Пушкина Дантесу

Условия дуэли с Дантесом: Стреляли с 10 шагов. Стреляли с 10 шагов. В случае промаха обеих сторон поединок возобновлялся. В случае промаха обеих сторон поединок возобновлялся. Вооруженные пистолетами, противники по данному знаку, идя один на другого, но, ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять. Вооруженные пистолетами, противники по данному знаку, идя один на другого, но, ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять. После выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии. После выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.

Роковой исход дуэли Смертельно раненный в живот и лишь контузивший противника ответным выстрелом, задевшим ему руку, Пушкин умирал в течение двух отпущенных ему Богом дней. Умирал мужественно и примиренно… Смертельно раненный в живот и лишь контузивший противника ответным выстрелом, задевшим ему руку, Пушкин умирал в течение двух отпущенных ему Богом дней. Умирал мужественно и примиренно…

Дуэль в «Евгении Онегине» Дуэль Онегина и Ленского (6 глава) – самый трагичный и загадочный эпизод романа, кульминация произведения. Каковы причины дуэли? Могла ли она не состояться? Почему Пушкин «убил» Ленского?

Участники: Онегин и Ленский. Причины дуэли: Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского. Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.

Виновники трагического исхода дуэли: Зарецкий -секундант Ленского: Зарецкий -секундант Ленского: -при передаче картеля игнорировал свою обязанность склонить противников к примирению; -не встречался с секундантом Онегина накануне, чтобы обсудить правила дуэли; -не отменил дуэль, хотя Онегин значительно опоздал. Онегин – «убийца поневоле». Испугался неблагоприятного общественного мнения.

Выводы: Выводы: Онегин вынужден убить Ленского. Он мог отговорить его от дуэли, но ему помешало пресловутое общественное мнение – оно было для Онегина сильнее дружбы. Ленский убит... Онегин вынужден убить Ленского. Он мог отговорить его от дуэли, но ему помешало пресловутое общественное мнение – оно было для Онегина сильнее дружбы. Ленский убит... Эта дуэль могла не состояться, этому способствовало многое: Эта дуэль могла не состояться, этому способствовало многое: - Онегин опоздал на час. - Онегин опоздал на час. - Главный герой взял в секунданты лакея, хотя они оба должны иметь дворянское звание. - Главный герой взял в секунданты лакея, хотя они оба должны иметь дворянское звание. - Зарецкий не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. - Зарецкий не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Пушкин мог не «убивать» Ленского. Но, убив его, он тем самым попрощался с романтизмом. Пушкин мог не «убивать» Ленского. Но, убив его, он тем самым попрощался с романтизмом.