МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК КАФЕДРА НОВОЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК КАФЕДРА НОВОЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Методы и формы научного познания Подготовила : студентка 2 курса 904 гр. Воробей К. В. Проверил : Муравьёв И. Б. Тюмень 2011
Содержание Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4. Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список
Глава 1. Научное познание это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.
Описание Объяснение Предсказание Глава Задачи научного познания Задачи научного познания
Глава Особенности научного познания 1. Достоверное обобщение фактов ; 2. Объективная истина ; 3. Ориентация на воплощение в практике ; 4. Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов ; 5. Применение специфических материальных средств ( приборов, инструментов ); 6. Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Ф. БэконР. Декарт
ЭмпирическийТеоретический Исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и « мыслительных операций » Непосредственное взаимодействие человека с изучаемыми природными или социальными объектами Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами Процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений Раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам Систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Система абстракций « высшего порядка », таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей Отсутствие фиксации или сокращенной сводки эмпирических данных направлен на анализ научных фактов, статистических данных направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда новые данные, фактыгипотезы, теории, законы
Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение. Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля
Глава Эксперимент. Эксперимент Качественный Измерительный ( количественный ) Социальный Мысленный
Глава Факты, анализ, синтез. Факты АнализСинтез
Глава 4. Методы теоретический уровень научного познания. Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция
Глава Метод исследования. Метод исследования ( системный подход ) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов ; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т. е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода ; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т. е. структурно - функциональный анализ системы ; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.
Глава 5. Формы научного познания Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Глава 5. Формы научного познания Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Глава 5. Формы научного познания Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.
Тесты для самопроверки 1. В научном познании выделяют два уровня : 1) эмпирический и теоретический ; 2) новаторский и репродуктивный ; 3) диалектический и метафизический ; 4) эклектический и монистический. 2. К эмпирическому уровню познания относится : 1) анализ фактов ; 2) выдвижение гипотез ; 3) построение картины мира ; 4) построение теории. 3. К методам теоретического уровня познания НЕ относится : 1) системных подход ; 2) эксперимент ; 3) структурно - функциональный анализ ; 4) моделирование. 4. Назовите формы научного познания.
Библиографический список 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. М., Гл. XIV 2. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. « Философия для технических вузов ». Ростов - н / Д.: Феникс, Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М., Гл. XII