Для чего нужны синонимы и антонимы? Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Приморский край Урок развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТРОПИНКА ДОРОГА ПУТЬ. РОДНИК КЛЮЧ ИСТОЧНИК Синонимы.
Advertisements

Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 г. Фокино, Приморский край Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В.
Урок русского языка в 5 классе УМК Бабайцевой Служебные части речи Частица Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Урок русского языка в 5 классе к УМК под ред. Бабайцевой на тему: « Синтаксис и пунктуация» Балакирева.
Урок русского языка в 5 классе «Синонимы». Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий! Вы, проворные ткачи – Вихри.
Девятое ноября Классная работа Синонимы Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий! Вы, проворные ткачи – Вихри.
Р р по теме «Лексика». 1.Лексика с точки зрения смыслового значения. 2.Однозначные и многозначные слова. 3.Прямое и переносное значение слов. 4.Синонимы,
Назовите антонимы . Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Урок русского языка в 5 классе к УМК под ред. Бабайцевой на тему: « Синтаксис и пунктуация»
Число имён существительных Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 256 с углублённым изучением отдельных предметов.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Особенности изменения существительных на -ие, -ия, -ий Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 с углублённым изучением.
Урок русского языка в 5 классе УМК Бабайцевой Служебные части речи Предлоги Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Урок русского языка в 5 классе УМК Бабайцевой Служебные части речи Частица.
Гласные после шипящих Гласные О-Ё после шипящих в корне Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 г. Фокино Приморский.
Работа с антонимами. Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova Дидактический материал для уроков русского языка, литературы.
Почему мы так говорим ? Преснякова Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ « Малышевская средняя общеобразовательная школа» Преснякова Н.В., учитель.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы. Русский язык, 2 класс урок 29 Автор: Жиленко Т.Я. © ООО «Баласс», 2012.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
Транксрипт:

Для чего нужны синонимы и антонимы? Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Приморский край Урок развития речи в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

Прочитайте текст Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. (М. Ефетов.) Определите тему и основную мысль текста. Каким способом связаны предложения в тексте?

Определите значение слов Блестеть Сверкать Сиять - издавать блеск. - издавать яркий, переливающийся блеск. - излучать сильный, яркий, но ровный свет.

Лингвистический эксперимент Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин.) Укажите в тексте синонимы. Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная?

Сравните 1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. 2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. 3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.

Сделайте вывод Синонимы позволяют выразить мысль наиболее ….

Из воспоминаний Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье) Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и жёлтых. Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.

Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке» Упр Объясните смысл заглавия. Найдите синонимы. Определите их роль. Запишите текст.

Текстовые синонимы Что такое текстовые синонимы? Слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами. Какова их роль? Текстовые синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.

Найдите текстовые синонимы Спишите предложения с этими словами … Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. Каким способом связаны выписанные вами предложения? Какую роль в их связи играют текстовые синонимы?

Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены? Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.). Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.) Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.

Употребление антонимов в речи Какова роль антонимов в речи? Антонимы придают речи ясность, выразительность. Являются одним из способов толкования лексического значения слова.

Найдите антонимы Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко? Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето тёплое, Унесите от нас зиму, Зиму холодную. (Детская народная песенка.) Напишите текст по памяти

К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте точек 1) На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб всласть. 2) Маленькое дело лучше большого …. 3) Корень ученья горек, да плод его …. 4) Легко сказать, да … доказать. 5) Вперёд беги, а … оглядывайся.

В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.

На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова 1)Высокий – имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте; противоп. …. 2) Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. …. 3) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. ….

Подведём итоги Для чего нужны синонимы? Что такое текстовые синонимы? Какова их роль в речи? Для чего нужны антонимы?

Использованные материалы Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская речь классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, Primorie/folder/85040/ Primorie/folder/85040/