Современные образовательные программы обучения в начальной школе Выполнено Кудряшовой Еленой Виталиевной, 2008г.
Цели : Приоритетная цель начального образования - развитие личности школьника, формирование у него желания и умений учиться Основная цель создания образовательных программ в том, чтобы средствами учебно- методических комплектов обеспечить современное образование младшего школьника
"Школа России" (под ред. А.А.Плешакова) сориентирован на личностно-развивающее образование младшего школьника; обеспечивает граждански-ориентированное образование, развитие у ребенка интереса к познанию, постижению своей страны, ее духовного величия; развивает у ребенка природосберегающее "чувство дома", воспитывает любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях; важнейшей составляющей данной модели является экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка.
«Гармония» (под ред.Н.Б.Истоминой). Образовательная программа "Гармония" предполагает многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Основные идеи комплекта: стремление преодолеть разделение традиционной и развивающей систем; воплощены основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация и личностно-ориентированный подход к процессу обучения); методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом, обеспечивают ситуацию успеха. Учебно-методический комплект по математике (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
"Школа 2000":"Школа2100" (Л.Г.Петерсон,Р.Н.Бунеев). УМК обеспечивает подготовку по всем образовательным областям во всех типах школ, отвечает концепции вариативного развивающего образования. Все учебники реализуют одни и те же дидактико-психологические принципы: личностно-ориентированные (адаптивности, развития, психологической комфортности); культурно-ориентированные (образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой); деятельностно-ориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика; опоры на предшествующее (спонтанное) развитие; креативный принцип
Система РО Л.В.Занкова Система направлена на достижение общего развития младших школьников, определяющего развитие их ума, воли, чувств, духовных потребностей; пробуждение у школьников интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением. Задача обучения: дать школьнику общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Система обучения обеспечивает условия для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Достигается это в ходе реализации дидактических принципов системы: обучение на высоком уровне трудностей; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп прохождения учебного материала; осознание школьниками своего процесса учения; систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых. Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности.
Развивающее обучение Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова Содержание учебных предметов разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников, с учетом ряда логико-психологических положений: усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; знания усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения; учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний; выявленное отношение учащихся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде; учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно; особенный метод освоения учебного предмета - решение детьми системы учебных задач.
"Начальная школа XXI века" (под ред.Н.Ф.Виноградовой): Основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной деятельности); обеспечена реализация функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности, поэтому созданы новые интегрированные курсы, изучаемые в I полугодии позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности ("зачем я учусь", "каковы мои успехи и что у меня не получается" и др.); отражены новые подходы к развитию контрольно-оценочной деятельности учащихся (рубрики: "Проверь себя", "Найди ошибки", "Сравни ответ с текстом" и др.); комплект реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (специальные тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир").