Содержание Культура –Что такое культураЧто такое культура –Формы культурыФормы культуры –Функции культурыФункции культуры Религия Искусство Образование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Advertisements

Культура Аюпова Ф.Ф.. культура Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные.
Духовная жизнь общества Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
Искусство это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Контрольные вопросы по обществознанию. Контрольные вопросы по обществознанию. Тема: « Духовная сфера общества » 2013 год.
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении.
Искусство Искусство Презентация к уроку обществознания Автор Завезёнова Ирина.
Формы культуры. Народная культура. Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными.
Духовная сфера общества ч.2 Главатских В.Ю., учитель обществознания МАОУ «Лицей 6» г. Миасс.
Духовная деятельность. Религия.. Виды религии. Религии современного мира Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день. Национально-государственные.
Есть несколько определений религии: Вера в сверхъестественное Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих.
Формы культуры. Субкультура. СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) - понятие, характеризующее.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. Определите основные сферы жизни общества сферы жизни общества сферы жизни общества производство распределение обмен.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Культура Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
Пономарёв Михаил 10«А» ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) понятие, имеющее множество значений.
Ряписов Максим Алексеевич, учитель истории и обществознания. МБОУ «Термальненская СШ», Камчатский край
Кто во что верит? Выполнили учащиеся 4 класса МОУ Ореховской СОШ Галичского района Костромской области Учитель: Андреева Н.Н.
РЕЛИГИЯ Религиоведение Религиоведение – наука, изучающая религию. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии, - сущность религии, ее.
Транксрипт:

Содержание Культура –Что такое культураЧто такое культура –Формы культурыФормы культуры –Функции культурыФункции культуры Религия Искусство Образование Наука

Что такое культура Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. В переводе с латинского слово культура означает возделывание, развитие, образование, воспитание, почитание. В Древнем Риме под культурой понимали прежде всего возделывание земли. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые Употребил в 1 в. до н.э. римский философ и оратор Цицерон. В 17 веке оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком. В 18 веке для европейцев культура приобрела духовный, а точнее, аристократический оттенок.

Культура – довольно многозначное понятие. В словаре С.И.Ожегова под культурой понимается совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Культура – 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности; 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества. назад

Формы культуры В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: –ЭлитарнуюЭлитарную –НароднуюНародную –МассовуюМассовую А также две разновидности: – субкультурасубкультура – контркультура контркультура назад

Элитарная культура Элитарная, ее еще называют высокой, культура создается Привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Она рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Девиз элитарной культуры – искусство для искусства. К элитарной культуре относят романы Дж.Джойса, М.Пруста, живопись М.Шагала, П.Пикассо, музыка А.Шнитке, А.Шенберга, С.Губайдулиной, фильмы А.А.Тарковского, А.Куросавы. назад

Народная культура В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской, или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор – еще одно название народного творчества. назад

Массовая культура Массовая, ее также называют общедоступной, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Ее продукты, например музыка, кино, ток-шоу на телевидении, поп-арт, примитивный китч в виде комиксов, мелодрам, эстрадных шлягеров, мыльных опер, массовая мода, создаются индивидуальными методами в массовых масштабах для продажи. Цель их создания – коммерческая прибыль. Время появления массовой культуры – середина 20 века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория. назад

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Это культура отдельных социальных групп. Существует несколько видов субкультуры: молодежная, пожилых людей, профессиональная, криминальная и др. Особый случай – национальная субкультура. Контркультура является принадлежностью разнообразных групп людей, которые отрицают в намеренно вызывающей форме существующие культурные ценности. Их протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских и основан на самых разных политических идеологиях. Субкультура и контркультура назад

Функции культуры У культуры есть 6 основных функций. 1) Познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе. 2) Оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций. 3) Регулятивная (нормативная) – система норм и требований общества ко всем членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) 4) Информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

5) Коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение. 6) Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. назад

Религия Слово религия происходит от латинского religio (в переводе – связывание, повторное обращение к чему-либо, в переносном смысле – связь, соединяющая человека с божеством). На сегодняшний день религия имеет очень много значений. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование. Основа любой религии – вера в сверхъестественное и убеждение в том, что от него зависит жизнь человека.

Все религии подразделяются на : 1)Архаичные политеистические – тотемизм, анимизм, фетишизм.Архаичные политеистические 2)Мировые монотеистические – христианство, буддизм, ислам.Мировые монотеистические Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире ( в Индии 95% верующих – индуисты) назад

Политеистические религии можно считать самыми древними культурными комплексами. Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами. Разновидностью фетишизма является идолопоклонство. Имеет в наличии идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения. Анимизм – вера в существование духов и души или всеобщую одухотворенность природы. Политеистические религии. назад

Монотеистические религии. Христианство. В мировых религиях вера представляет сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы. В 1 веке н.э. в Палестине зарождается христианство. Его Бог уже не просто един, но вообще единственный и является Богом не одного народа, но вообще всех людей, он – творец мира. В центре христианства – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, соединившего в себе две природы : человеческую и божественную. Он является воплощением 2-го лица Триединого Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Троица – один из основных догматов христианства. Главный источник вероучения – Библия, состоящая из двух частей – Ветхого Завета (является Священным Писанием как в христианстве, так и в иудаизме) и Нового Завета (признается только в христианстве).

Буддизм Буддизм – древнейшая из мировых религий. Она основана в 4-5 вв. до н.э. Основателем считается Сидхартха Гуатама. Объектом поклонения этой веры является Будда. Само это слово означает просветленный. Согласно традиции, Будда, в процессе медитации, увидел, как перерождается существо в прошлом, настоящем, будущем. И в результате сформулировал 4 благородные истины буддизма, которые изложил в 1 Беноресской проповеди : 1) жизнь есть страдание. 2) причины страданий – страсти, желания человека. 3) чтобы избавиться от страстей, надо избавиться от желаний, путем достижения нирваны. Нирвана – это состояние отсутствия страданий. Сущностью нирваны считается уход от мира, страстей, Желаний; абсолютная непроницаемость для желаний и страстей. 4) путь, ведущий к нирване – это восьмикратный путь спасения.

Ислам Позднейшая по времени возникновения мировая религия – ислам, или мусульманство. Возник ислам в Аравии в 7 веке. Основателем и пророком его был Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в священной книге мусульман Коране. Главными обязанностями верующих мусульман являются: 1) ежедневная пятикратная молитва. 2) пост в месяц Рамазан (Ураза). 3) обязательная благотворительность. 4) паломничество в Мекку (Хадж). назад

Искусство Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом. Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство. Существует 10 основных видов искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

Функции искусства У искусства есть 9 основных функций: 1)Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества. 2) Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности. 3) Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира. 4) Предвосхищения – способность предвосхищать будущее. 5) Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей.

6) Внушающая – воздействие на подсознание людей, на человеческую психику. 7) Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека. 8) Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, призвано доставлять людям удовольствие. 9) Познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. назад

Образование Образование – один из способов станов- ления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается: 1)В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;

2) В подготовке не только образованных, но и нравственных людей. 3) В передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора. 4) В формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу. Основой образования выступает школа. На Руси первые школы появились более тысячи лет назад в Киеве. Школа – это начальный тип учебно-воспитательного учреждения. В 19 веке распространенным видом школ стала гимназия.

Функции образования 1)Экономическая – формирование социально- профессиональной структуры общества. 2) Социальная – социализация личности. 3) Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида. назад

Наука Наука – 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе, мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляя проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов. Основная функция науки – выработка и теоретическая Систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

Исторически наука возникла позже религии, искусства, образования. Главный центр научной деятельности России – Академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских Институтов. Она была учреждена в 1991 году на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 года от Петербургской Академии наук. Наряду с Академией наук в нашей стране есть отраслевые академии.

Все науки условно делятся на естественные, социальные, гуманитарные и технические. Социология, психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Физика, химия, биология относятся к ряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектротехника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины.

Университет – высшее учебное и научное заведение, где ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Одним из лучших университетов в стране по праву считается Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) – крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова. назад