ТЕМА УРОКА: « Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Преподаватель русского языка и литературы Г(О)БОУНПО ПУ 2 г. Липецка Макашова Н.В.
Развивающие : - совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения ; - развитие внимания и памяти. Воспитательные : - воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины ; - воспитание интереса к предмету.
« Является ли самоубийство Катерины протестом против « темного царства »?
часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография Действие 1, явление 7. Задание. Сравнить: какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составить таблицу.
В детстве « Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле », « маменька души не чаяла », « работать не принуждала ». Занятия Катерины : ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. В семье Кабановых « Я у вас завяла совсем », « да здесь все как будто из - под неволи ». Атмосфера дома страх. « Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок - то в доме будет ?»
В детстве Черты Катерины : свободолюбие ( образ птицы ); независимость ; чувство собственного достоинства ; мечтательность и поэтичность ( рассказ о посещении церкви, о снах ); религиозность ; решительность ( рассказ о поступке с лодкой ). В семье Кабановых Черты « темного царства »: полное подчинение ; отказ от своей воли ; унижение упреками и подозрениями ; отсутствие духовных начал ; религиозное лицемерие.
Иллюстрация С. В. Герасимова к драме А. Н. Островского " Гроза ". Прощание Тихона с матерью г.
Эскиз костюма Катерины к драме " Гроза " А. Н. Островского.
наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
П. А. Стрепетова в роли Катерины. Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве
Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...» «Запрут вот и будет тишина, никто мешать не будет...» Негативные стороны «Свекровь заест совсем...» «Никогда не быть мне свободной...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»
Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»
часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.
-Почему Катерина решается на грех- самоубийство?
Написать эссе на тему : « Является ли самоубийство Катерины протестом против « темного царства »?
1. А. Н. Островский « Гроза ». 2. Влащенко В. И. « Гроза » А. Н. Островского в 10 классе - ЛВШ, 3, Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е., Фаткуллова В. А. Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В. И. Коровина : Книга для учителя. - М.: Просвещение – Список использованных источников:
Активные ссылки на использованные изображения : - изображение грозы. 01/ _9c caef182df3b0d130d46034.jpg - обложка книги. Tvorchestvo.jpg - эскиз декорации к драме А. Н. Островского « Гроза ».1916 г. - Г. Н. Федотова в роли Катерины. S.V.Gerasimova-k-drame-A.N.-Ostrovskogo-Groza.jpg - иллюстрация С. В. Герасимова к драме А. Н. Островского " Гроза ". - эскиз костюма Катерины - « Под сводами церкви ». Эскиз декорации к драме А. Н. Островского « Гроза » г. - обложка диска радиоспектакля по пьесе « Гроза ». - П. А. Стрепетова в роли Катерины - Катерина, кадр из фильма - кадр из фильма