Реинжиниринг бизнес- процессов – мощное средство повышения эффективности бизнеса компании Украина Юлия Александровна МЭИ ФП Научный руководитель Иванов Владислав Игоревич доцент, к.т.н.
Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность
Ключевые понятия определения (1) «Фундаментальный»: Должны быть получены ответы на наиболее существенные вопросы о деятельности предприятия: «Почему мы должны делать то, что мы делаем?», «Почему мы должны делать это тем способом, которым мы это делаем?» Реинжиниринг сначала определяет, ЧТО предприятие должно делать, и только затем КАК делать. Реинжиниринг ни для чего из прежнего опыта не гарантирует сохранения. Он игнорирует то, что есть, и концентрируется на том, что должно быть
Ключевые понятия определения (2) «Радикальный»: Радикальность означает изменение вещей в самом их корне. В бизнес- реинжиниринге радикальность означает отбрасывание всех существующих структур и процедур и воплощение новых способов выполнения работ
Ключевые понятия определения (3) «Кардинальный»: Если предприятие имеет падение прибыли всего на 10%, если его затраты всего на несколько процентов превышают запланированные, если показатель качества нужно улучшить лишь на немного, если обслуживание заказчиков требует лишь определенного ускорения, то предприятию вообще бизнес-реинжиниринг не требуется. В этом случае применимы обычные методы, например, такие как программы постепенного улучшения качества. Бизнес-реинжиниринг применяется только тогда, когда есть острая нужда во «взрывном» воздействии
Ключевые понятия определения (4) «Бизнес-процесс» - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя
Свойства реинжиниринга Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес; Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих)
Случаи применения реинжиниринга фирма находится в состоянии глубокого кризиса; текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными; благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации, задача которых состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ
Виды реинжиниринга Кризисный реинжиниринг (перепроектирование и реинжиниринг бизнес- процессов); Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов);
Задачи реинжиниринга включают объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности фирмы, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации
Основные этапы реинжиниринга 1.Формируется желаемый образ фирмы 2.Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы 3.Разрабатывается модель нового бизнеса 4.Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы
Базовые принципы реинжиниринга 1.Несколько рабочих процедур объединяются в одну 2.Исполнители принимают самостоятельные решения 3.Шаги процесса выполняются в естественном порядке 4.Процессы имеют различные варианты исполнения 5.Работа выполняется в том месте, где это целесообразно 6.Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий 7.Минимизируется количество согласований 8.«Уполномоченный» менеджер обеспечивает единую точку контакта 9.Преобладает смешанный централизованно/децентрализованный подход
Методологии моделирования бизнес-процессов Блок-схема бизнес-процесса Словесное описание бизнес-процесса Методология структурного анализа и проектирования (SASD) Методология IDEF
Инструменты реинжиниринга Microsoft Visio ARIS ReThink
Последствия реинжиниринга Переход от функциональных подразделений к командам процессов. Работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой. Требования к работникам изменяются: от контролируемого исполнителя предписанных заданий к принятию самостоятельных решений. Изменяются требования к подготовке сотрудников: от курсов обучения к образованию. Изменяется оценка эффективности работы и оплаты труда: от оценки деятельности к оценке результата. Критерий продвижения в должности изменяется: от эффективности выполнения работы к способности выполнять работу. Изменяется цель исполнителя: от удовлетворения потребностей начальника к удовлетворению потребностей клиентов. Функции менеджеров изменяются от контролирующих к тренерским. Организационная структура меняется от иерархической к более «плоской». Административные функции изменяются от секретарских к лидирующим.