Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ Морткинская СОШ Учитель-логопед 1 кв.категория Поздеева Нина Алексеевна.
Advertisements

Три критических периода в развитии речевой функции.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Школа научной астрологии Руководитель С.Д.Безбородный Роль Меркурия и Луны в натальных картах заикающихся детей Нагорнова Т.В.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.
Неврозоподобное заикание. развивается постепенно, вне связи с явной психотравмирующей ситуацией, на фоне последствий органического поражения ц. н. с.
Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения Подготовили : студенты 4 курса Психолого - педагогического факультета Воробьева Татьяна и Азизова Гюльнара.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Работу выполнили: Степанова Татьяна Степанова Татьяна Семёнова Ирина Шпагина Елена Стрункин Виктор Стрункин Виктор.
Пародонтит – это заболевание воспалительного характера, при котором происходит разрушение тканей, которые окружают и удерживают зуб в зубной лунке – дёсен,
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Основы коррекционно- развивающей работы Киселева Т.Г., канд.психол.наук, доцент.
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Критические периоды. Выделяют 3 критических периода в развитии речи ребёнка.
Транксрипт:

Заикание

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров : И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева, В.А. Гиляровского.

До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.

Причины заикания: 1 Определённый возраст ребёнка. 2 Состояние центральной нервной системы. 3 Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. 4 Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.

5 Наличие психической травматизации. 6 Генетический фактор. 7 Половой деформизм.

Можно перечислить ещё целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания: Соматическая ослабленность, Неправильные формы воспитания, Аномальные черты характера, Неблагоприятная социальная среда и т.д.

При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов. Итак, рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.

Определённый возраст ребёнка По данным многочисленных наблюдений, в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7 лет. Наиболее часто заикание появляется в период формирования развёрнутой фразовой речи.

Состояние центральной нервной системы Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, а у части детей не обнаруживается. В то же время поведение детей характеризуется, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует о функциональных отклонениях в состоянии центральной нервной системы.

Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. Большое значение в появлении заикания может изменить темп речевого развития. Появление развёрнутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребёнка.Фиксация внимания ребёнка на итерациях может провоцировать появление заикания.

Особенности формирования функциональной асимметрии мозга. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую ЦНС особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Наличие психической травматизации. Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

Генетический фактор Комплексное исследование патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания, проведённое под руководством Шкловского В.М., показало, что предпосылками возникновения этой речевой патологии является наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо- стволовых отделов мозга, которая развивается вследствие осложнений при родах. Известно, что генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.

Половой деформизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с эти речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.

Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают всех причин, с которыми может быть связано появление заикания. Однако, здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.

ЛИТЕРАТУРА:

ПРЕЗЕНТАЦИЮ «Причины развития заикания»