ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: раскрыть значимость сказки для детей, помочь им разрешить сложные жизненные ситуации с помощью уроков, вынесенных из сказочных формул.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить понятие сказки на современном этапе; рассмотреть основные принципы построения сказок; на основании анкетирования определить возможности использования сказочных произведений в воспитании личности; создать воспитывающую сказку.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: СКАЗКИ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
ЧЕМУ УЧАТ ДАННЫЕ СКАЗКИ?
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование учащихся 2 класса; анкетирование родителей этих учащихся; анкетирование учащихся 11 классов; интервьюирование учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы.
Анкетирование учащихся 2 класса 1. Что такое сказка? 2. Когда ты читаешь сказки? 3. Какую сказку ты любишь больше всего? 4. Какая сказка тебе не нравится? 5. В какого сказочного персонажа хотел бы превратиться? 6. На кого из сказочных персонажей похожи твои родители?
Анкетирование учащихся 11 классов 1. Сказка – это … 2. Какую сказку Вы любите больше всего? 3. Какие 5 уроков можно извлечь из сказки «Колобок»? (Варианты ответов были предложены)
Варианты уроков из сказки «Колобок»: в ситуации опасности стремись действовать; если хочешь чего-то добиться – не медли; хитростью можно многого добиться; быстрая реакция – залог успеха; учись противостоять манипуляторам; нельзя быть беспечным – к словам старших надо прислушиваться; родители не должны оставлять детей без присмотра; не воспринимай всё буквально, учись видеть скрытые мотивы и подтексты; от судьбы не уйдёшь; будь осторожен; не доверяй первому встречному; из любой ситуации пробуй найти выход.
Анкетирование родителей учащихся 2 класса 1. Сказка – это… 2. Вы читаете детям сказки, потому что… 3. Какой Ваш любимый сказочный персонаж? 4. Какие сказки Вам больше нравятся - фольклорные или авторские? 5. Если бы жизнь была сказкой, я был(а) бы… 6. Определите 5 уроков, которые можно извлечь из сказки «Колобок».
Интервьюирование учителей 1. Определите 5 уроков, которые можно извлечь из сказки «Колобок»? 2. Назовите свою любимую сказку. 3. Приходилось ли Вам использовать сказкотерапию в своей практике?
Выводы: сказки важны: оптимизм, который человек получает из них в детстве, он проносит через всю свою жизнь; сказки дают возможность усваивать нравственные ценности национальной культуры; сказки воспитывают Человека, личность, лечат его душу; сказки – развивающий материал: ученики сами придумывают сказки для разрешения разных жизненных ситуаций.