Автор презентации : Трушина Надежда Ивановна Учитель МХК изо, черчения МБОУ СОШ 38 г. Сургут
Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Противоречия в русской живописи 17 века видны как в иконописи, так и в монументальной живописи. Противоречие заключается в верности традициям, интересу к многосложным рисункам - с одной стороны. С другой – стремление художников к « жиству », любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске. 17 век нельзя считать расцветом русской живописи, так же нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. Икона 17 века, конечно, проигрывает в духовности иконам эпохи Андрея Рублева и Феофана Грека, то в гораздо меньшей степени это относиться к фреске. В 17 веке создаются монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды, и других русских городов. Несмотря на развитую специализацию, 17 век русской живописи стал веком искусства, а не ремесленной подделки. Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа. В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты.
В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Чирин был уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом. Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарий Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших деисусный праздничный и пророческий чины для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле. В середине 17 века, проводятся большие работы по возобновлению древних стенописей. Новая стенопись Успенского Собора в Москве, сохранила схему предшествующей, была выполнена в кратчайшие сроки. Руководил работами Иван Панссеин. Художники под его руководством написали 249 сложных композиций, и 2066 лиц. В 17 веке русской живописи выделятся особое стремление художников, стремление реалистичного изображения человека. В России начинает получать распространение такое явление как светская живопись. Светские живописцы 17 века изображали царей, полководцев, бояр.
Церковь Иоанна Богослова в Ростове. Роспись 1683 г. Нижние зоны росписи.
Праотец Вениамин. Роспись купола Успенского собора Кирилло - Белозерского монастыря. 1641
Назарий Истомин. Спас в силах г. Иконостас Ризположенской церкви Московского Кремля
Никифор Савин. Чудо св. Георгия о змие. Первая половина XVII в. ГРМ
« Единородный Сын...». Около 1668 г. Из церкви Св. Григория Неокесарийского, Москва, ГТГ
Кирилл Уланов. Св. Димитрий Солунский. Живопись 1701 г. на доске XII в., принесенной в 1197 г. во Владимир из Салоник. Успенский собор Московского Кремля
Сцены из цикла чудес пророка Елисея. Роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле гг. Смерть сына сонамитянки
Беседа преподобного Варлаама с индийским царевичем Иоасафом. Фронтиспис к Истории о Варлааме и Иоасафе, Симеона Полоцкого
Симон Ушаков. Богоматерь Киккская г. ГТГ
В 17 веке, в культуре Росси, в том числе и в живописи происходит процесс « обмирщения ». Все больше и больше в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Россия встала на новый путь, на порог новой эпохи своей истории. На новом пути было многое обретено, но и немало утрачено.
russkaya-zhivopis-17-veka.html russkaya-zhivopis-17-veka.html D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F% 20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0% B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2% D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2017%20 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D 0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA% D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia. org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2Fa%2Fa4 %2FUshakov_Nerukotvorniy.jpg%2F200px- Ushakov_Nerukotvorniy.jpg&pos=0&rpt=simage&lr= Русская _ живопись _X VII_ века 973&noreask=1 Русская _ живопись _X VII_ века