Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Анютины глазки Древняя легенда рассказывает – жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви. Для древних греков тир цвета анютиных глазок были символами любовного треугольника. Согласно легенде Зевсу приглянулась дочь аргосского царя Ио. Однако супруга Зевса Гера превратила девушку в корову. Лишь после долгих скитаний Ио снова обрела человеческий облик. Чтобы порадовать свою возлюбленную, громовержец вырастил для неё трёхцветные фиалки. В римской мифологии эти цветы связаны с образом Венеры. Римляне верили, что в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви. С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви. У многих народов ест обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей. Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли «цветами на память». В Англии они были «сердечной усладой», их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля – в День святого Валентина.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Астра Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат. aster – «звезда»). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь. В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность. Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей. Цветок астры является символом женщин, рождённых под астрологическим знаком Девы.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Бархатцы Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера – Тагеса (Тагета). Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. Похожие мифы существовали и у этрусков. Тагес предстал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде. Ребёнок рассказал людям о будущем мира, обучил гадать по внутренностям животных, а затем исчез также неожиданно, как и появился. Предсказания бога-младенца были записаны в пророческие книги этрусков и преданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Василёк Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает «кентаврово». Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Дельфиниум Древнегреческие легенды рассказывают, как под стенами Трои сражался Ахиллес – сын Пелея и морской богини Фетиды. Мать подарила ему великолепные доспехи, выкованные самим богом-кузнецом Гефестом. Единственным уязвимым местом Ахиллеса была пятка, за которую его в детстве держала Фетида, когда решила окунуть младенца в священные воды реки Стикс. Именно в пятку и был поражён Ахиллес стрелой, пущенной из лука Парисом. После смерти Ахиллеса его легендарные доспехи были присуждены Одиссею, а не Аяксу Теламониду, который считал себя вторым героем после Ахиллеса. В отчаянье Аякс бросился на меч. Капли крови героя упали на землю и превратились в цветы, которые мы теперь называем дельфиниумами. Считается также, что название растения связано с формой его цветков, напоминающий спину дельфина. Согласно другому древнегреческому мифу жестокие боги превратили в дельфина юношу, который изваял свою погибшую возлюбленную и оживил её. Каждый день подплывал он к берегу, чтобы встретиться со своей любимой, но никак не мог её найти. Однажды, стоя на скалистом берегу, девушка увидела дельфина. Она помахала ему рукой, и он подплыл к ней. В память о своей любви печальный дельфин выбросил к её ногам синий цветок дельфиниума. У древних греков дельфиниум символизировал печаль. По русскому поверью, дельфиниумы обладают лечебными свойствами, в том числе помогают сращению костей при переломах, поэтому до недавних пор в России эти растения называю живокостью. В наше время растение чаще именуют шпорником. В Германии народное название дельфиниума – рыцарские шпоры.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Ирис Родовое название растений происходит от греческого слова iris – «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги. Мечевидные листья ириса символизируют у японцев смелость и мужество. Вероятно поэтому в японском языке «ирис» и «воинский дух» обозначены одним и тем же иероглифом. В Японии существует праздник, который называется «День мальчиков». Его отмечают 5 мая. В этот день в каждой японской семье, где есть сын, выставляют множество предметов с изображением ирисов. Из цветков ириса и померанца японцы готовят напиток, называемый «майским жемчугом». В Японии верят, что употребление этого напитка сможет вселить в души будущих мужчин отвагу. Кроме того, по японским поверьям «майский жемчуг» обладает лечебными свойствами, он способен излечить многие недуги. В Древнем Египте ирисы считались символом красноречия, а на Востоке они символизировали печаль, поэтому белые ирисы высаживали на могилах.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Календула Научное название календулы происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день каждого месяца. Можно предположить, что поводом для отождествления растения с началом нового цикла послужили его соцветия, которые во время цветения постоянно сменяют друг друга. Видовое название календулы – officinalis – связано с её лечебными свойствами (от лат. officina – «аптека»). Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками. В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что водной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками. Первые Христиане называли календулу «Золото Марии» и украшали ею статуи матери Спасителя. В древней Индии из календулы плели гирлянды и украшали ими статуи святых. Календулу называют иногда «невеста лета» из-за тенденции цветка поворачиваться за солнцем.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Ландыш Родовое название ландыша переводится как «лилия долин» (от лат. ocnvallis – «долина» и греч. lierion – «лилия») и намекает на его место обитания. Видовое наименование указывает на то, что растение цветёт в мае. В Богемии (Чехословакия) ландыш зовут цавкой – «булкой», вероятно, потому что цветки растения напоминают круглые аппетитные булочки. Согласно древнегреческому мифу богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши. В русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами. С тех пор на Руси ландыш символизирует скрытую любовь. Если белоснежные и ароматные цветки ландыша олицетворялись с чем-то радостным и прекрасным, то его красные ягоды во многих культурах символизировали печаль по утраченному. Одно христианское сказание повествует о том, что красные плоды ландыша произошли из горючих слёз Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у тела распятого Христа.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Лилия Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры. У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие. Согласно Святому Писанию, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа. О лилии сибирской красной, или саране в Древней Руси существовала легенда. Говорили, будто бы она выросла из сердца погибшего казака, принимавшего участие в завоевании Сибири под предводительством Ермака. В народе её также называли «царские кудри».
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Лотос С незапамятных времён в Древнем Египте, Индии и Китае лотос является особо почитаемым и священным растением. У древних египтян цветок лотоса символизировал воскрешение из мёртвых, а один из иероглифов изображался в виде лотоса и означал радость. В древнегреческой мифологии лотос был эмблемой богини красоты Афродиты. В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, - «лотофагах», или «поедателях лотоса». По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет расстаться с родиной этого растения. У многих народов лотос символизировал плодородие, здоровье, процветание, долголетие, чистоту, духовность, твёрдость и солнце. На Востоке это растение до сих пор считается символом совершенной красоты. В ассирийской и финикийской культурах лотос олицетворял смерть, но одновременное возрождение и будущую жизнь. У китайцев лотос олицетворял прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение одновременно имеет бутоны, цветы и семена.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Пион Согласно историческим источникам пион получил своё название в честь Пеонии – местности, откуда произошёл один из его видов. Однако существуют и другие версии. Согласно одной из них, название этого растения связано с именем персонажа древнегреческой мифологии – Пионом, который был талантливым учеником врача Эскулапа. Однажды Пион вылечил владыку загробного мира Плутона, раненного Геркулесом. Чудесное исцеление повелителя подземного царства возбудило в Эскулапе зависть, и он решил убить своего ученика. Однако Плутон, узнавший о злых намерениях Эскулапа, в благодарность за оказанную ему помощь, не дал Пиону умереть. Он превратил искусного врача в красивый лекарственный цветок, названный в честь него пионом. В Древней Греции этот цветок считался символом долголетия и целительства. Одарённых греческих врачей называли «пиониями», а лекарственные растения «травами пионий». Другая античная легенда рассказывает, как однажды богиня Флора собралась в путешествие на Сатурн. На время своего длительного отсутствия она решила найти помощника. Богиня объявила о своём намерении растениям. Через несколько дней подданные Флоры собрались на лесной опушке, чтобы выбрать своего временного покровителя. Все деревья, кустарники, травы и мхи отдали свой голос в пользу очаровательной розы. Лишь один пион кричал, что он лучше всех. Тогда Флора подошла к дерзкому и глупому цветку и сказала: «В наказание за твою гордыню ни одна пчела не сядет на твой цветок, ни одна девушка не приколет его себе на грудь». Поэтому у древних римлян пион олицетворял напыщенность и чванство.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Роза Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён. Об этом великолепном цветке они сложили много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными. Существует древняя индусская легенда о том, как бог Вишну и бог Брама затеяли спор о том, какой цветок самый красивый. Вишну отдал предпочтение розе, а Брама, который никогда раньше не видел этого цветка, похвалил лотос. Когда же Брама увидел розу, он согласился с тем, что этот цветок прекрасней всех растений на земле. Благодаря совершенной форме и чудному аромату для христиан роза с древних времён символизировала рай.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенда о маке Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак. Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) – богини плодородия и супружества.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенда о Нарциссе О происхождении нарцисса существует миф. У речного бога Кефисса был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. В настоящее время особенно увлекаются разведением нарциссов англичане. У них такой же интерес к нарциссам, как двести лет назад в Голландии к тюльпанам и гиацинтам.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенда о маргаритках По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белой в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенды о гвоздике В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т.е. божественный цветок. Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь. Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы". Выдающуюся роль этот цветок играет и в некоторых кровавых событиях Франции. Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой. Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика !! Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит. Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей. Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов. В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов. В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название гвоздика - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенда о женьшене Говорят, что женьшень стали использовать еще 3000 лет назад. А появился он на Земле так: как-то молния ударила в ручей. Вода иссякла, и в том месте, куда она угодила, появилось растение, вобравшее в себя силу огня. Корень женьшеня - буквально " человек - корень". Когда-то в Китае жил наполовину человек, наполовину растение по имени Женьшень. И обладал он могущественной способностью превращаться то в животное, то в растение, то в человека. Вот что о нем рассказывает старинная китайская легенда. Жил в древнем Китае один добрый человек по имени Женьшень. Люди приметили, что годы не накладывают на него свою тень. Когда наступил столетний юбилей этого человека, его спросили, как ему удалось дожить до стольких лет и сохранить при этом молодость души и тела. "Я брат всему живому и всем помогаю", - был ответ. Но непонятным это осталось для людей и они начали преследовать Женьшеня. По доброте своей он не мог вступить с ними в спор и, отчаявшись, обратился к матери - тайге с просьбой помочь ему. Тайга поняла своего сына и закрыла его от людской зависти, а в лесной чаще появился неприметный стебелек с корнем необычайной целебной силы. Впрочем и там прикинувшись растением, он не мог укрыться от человеческих глаз.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенда о сирени Существует легенда о происхождении сирени. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая. Родина сирени – Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. В Англии сирень считается цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенды о примуле (первоцвет) Примула называется также первоцветом, так как появляется весной в числе первых цветов. В Германии эти цветы называют ключиками за сходство со связкой старинных церковных ключей. В средние века сложилось предание о происхождении этих цветов. Однажды Апостолу Петру, стоявшему на страже у входа в Царствие Небесное, сообщили, что кто-то пытается без разрешения проникнуть в рай. Апостол в испуге выронил связку золотых ключей, которая упала на землю, глубоко врезалась в нее, и оттуда вырос желтый, похожий на ключи Апостола цветок. Хотя ангел, посланный св. Петром за ключами, забрал их, но на земле остались отпечатки, из которых вырастают цветы, которые отпирают нам дверь к теплой погоде и лету... Примуле приписывается магическое свойство открывать скрытые клады. По поверью, на полях появляется одетая в белое женщина с золотым ключом. Все сорванные в ее присутствии примулы получают свойство открывать спрятанные глубоко под землей сокровища. При этом она говорит, что человек может взять любые богатства, но пусть при этом не забудет "самого лучшего" - имеется в виду цветок, чтобы воспользоваться им в следующий раз. Есть еще одна легенда о происхождении примулы. На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса - эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее почему то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу - цветок, который первым распускается весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. С той поры деревенская молодежь ходит любоваться на эти цветы едва сойдет снег.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Легенды о гладиолусе Название гладиолуса происходит от латинского слова gladus - "шпага". В переводе с латыни gladiolus означает "маленький меч" В Древней Греции гладиолус назывался ксифион, что тоже значило "меч" Такое название связано с тем, что у этого растения прямые мечевидные листья, достигающие в длину 80 см. До своего окультирования гладиолус не был декоративным растением. Во время Теофраста, около 300 лет до нашей эры, его считали обременительным сорняком зерновых культур, однако из его размолотых луковиц с добавлением муки можно было выпекать лепешки. С гладиолусами связано много легенд и поверий. Древнеримская легенда рассказывает, что если корни гладиолуса повесить на груди, как амулеты, они не только предохранят от гибели, но и помогут одержать победу в поединке. В средневековой Европе ландскнехты носили клубнелуковицы гладиолусов в качестве амулетов, так как верили, что они делают их непобедимыми и защищают от ран. Считалась, что волшебная сила клубнелуковиц заключена в сетчатой "броне" - нервюре отмерших кроющих листьев. В веках лекари приписывали гладиолусам лечебные свойства. Клубнелуковицы советовали добавлять в молоко грудным детям, применяли против зубной боли.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,