1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов
2 Актуальность проблемы Проблема формирования коммуникативной компетентности личности многогранно представлена в педагогической психологии. Однако, проблема формирования коммуникативной компетентности личности учителя в процессе профессионального обучения в вузе все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о сущности и закономерностях ее развития; необходим системный анализ научного знания о коммуникативной компетентности личности с целью выявления наиболее существенных условий ее формирования у студентов педвуза.
3 Цель исследования: изучить особенности становления коммуникативной компетентности студентов педвуза. Объект исследования: профессиональное развитие личности. Предмет исследования: процесс становления коммуникативной компетентности студентов педвуза. В соответствии с целью, объектом и предметом нами сформулирована гипотеза исследования. Становление коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза имеет ряд особенностей: - динамика коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки в вузе имеет гомохронный (возрастающий) характер. - организаторские способности характеризуются устойчивостью, не имеют достоверных изменений в процессе обучения в вузе; - становление коммуникативной компетентности связано со становлением интернальности личности.
4 -Осуществить теоретический анализ имеющихся научных источников по проблеме коммуникативной компетентности личности. -Теоретически рассмотреть модель формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза при прохождении педагогической практики. -Подобрать методы, выборку исследования, адекватную достижению цели исследования. -Осуществить программу эмпирического исследования. -Изучить динамику коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза на ранних этапах обучения. -Рассмотреть детерминанты и пути развития коммуникативных способностей. -Произвести анализ, интерпретацию данных исследования, сформулировать выводы. Для проверки выдвинутого предположения были поставлены следующие задачи исследования:
5 -сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; -методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала: анкета-вопросник для изучения детерминант, обусловливающих коммуникативную сферу обучаемых; -методика КОС-1 для изучения коммуникативных и организаторских способностей личности; -методика «УСК» Е. Бажина, Е. Голынкина, А. Эткинда для диагностики уровня субъективного контроля; -методы математической статистики. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
6 База экспериментального исследования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт. Экспериментальную выборку составили студенты 1-5 курсов факультета педагогики и психологии в количестве 60 человек.
7 Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативной компетентности личности 1.1. Понятие коммуникативной компетентности личности Структура коммуникативной компетентности личности Психологическая практика как средство формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза.
8 Понятие коммуникативной компетентности Л.А. Петровская рассматривает коммуникативную компетентность как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». Она отмечает, что коммуникативную компетентность следует рассматривать как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает «такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе».
9 Структура коммуникативной компетентности Рис. 1
10 Глава 2. Становление коммуникативной компетентности студентов педвуза. Результаты исследования 2.1. Характеристика выборки, стратегии и методов исследования. Общая характеристика испытуемых Становление коммуникативной компетентности студентов Анализ детерминант общения.
11 Приведем анализ результатов исследования, полученных с помощью методики по определению коммуникативных и организаторских способностей «КОС-1» Рис. 2
12 Рассмотрим динамику коммуникативных способностей студентов Частотное распределение коммуникативных способностей студентов 1, 3, 5 курсов, в % (таблица 1)
13 Динамика коммуникативных способностей респондентов с высоким уровнем ( рис.3) Рис. 3
14 Рассмотрим динамику организаторских способностей студентов Частотное распределение организаторских способностей студентов 1, 3, 5 курсов, в % (таблица 2)
15 Рис. 4. Частотное распределение организаторских способностей студентов 1, 3, 5 курсов, в % Рис. 4
16 Анализ детерминант общения. Рассмотрим данные, полученные с помощью анкеты-вопросника для изучения детерминант общения студентов 1,3,5 курсов, в% Качества, которым Вы отдаете предпочтение, характеризуя себя (таблица 3)
17 Испытываете ли вы трудности в общении с преподавателями вуза?(таблица 4)
18 Какие занятия Вас больше интересуют? (таблица 5)
19 Чему Вы отдаете предпочтение в проведении досуга? (таблица 6)
20 В каком виде профессиональной деятельности Вы бы могли добиться успехов? (таблица 7)
21 Ваши ближайшие планы(таблица 8)
22 Уровень субъективного контроля (УСК) студентов Динамика становления ответственности студентов Сводная таблица данных с 1-го по 5-й курс (таблица 9)
23 Динамика высоких значений интернальности респондентов, в% (рис.5) Рис. 5
24 Выводы: В целом, анализ результатов исследования показал наличие значимых изменений в коммуникативной сфере студентов в процессе профессиональной подготовки, которые проявились в позитивной трансформации коммуникативной компетентности: повышении уровня коммуникативных способностей и стабильности организаторских; в изменении локуса контроля личности в сторону большей интернализации поведения, в формировании индивидуального стиля общения, развития коммуникативной информированности. Выдвинутая в исследовании гипотеза подтверждена.
25 Спасибо за внимание!