Иван Александрович Гончаров 1812 – 1891г.г. МОУ Отрадненская СОШ г.Ульяновска. Учитель Горбунова Л.А.
Как классику, ему, несомненно, обеспечено прочное место в русской литературе. Огромный и правдивый талант его обогатил наше воображение бессмертными типами, выходящими далеко из рамок его времени… В.Г.Короленко.
Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в семье зажиточного купца, неоднократно избиравшегося городским головой. Дом, в котором родился И.А.Гончаров (Симбирск 19 века) Современный вид
В пятидесятилетнем возрасте бездетный Александр Иванович, овдовев, женился вторым браком на матери будущего писателя, девятнадцатилетней Авдотье Матвеевне Шахториной, тоже из купеческого звания. Она подарила мужу четверых детей. « Наша мать была умница. Она была решительнее умнее всех женщин, каких я знаю,» – писал И.А.Гончаров.
Когда Ивану было семь лет, отец умер. Воспитателем сирот стал их крестный отец - помещик Николай Николаевич Трегубов, отставной моряк и надворный советник. Старый холостяк, он обожал детей и оставил о себе у писателя самые нежные воспоминания. Это был человек "редкой, возвышенной души, природного благородства и вместе добрейшего, прекрасного сердца".
Начальное обучение Иван Гончаров получил в частном пансионе священника отца Федора (Троицкого). Там пристрастился к чтению: Державин, Жуковский, Тасс, Стерн, богословские сочинения, книги о путешествиях... В 1822 году Авдотья Матвеевна, надеясь, что сын пойдет по стопам отца, определила его в Московское коммерческое училище. Промаявшись там восемь лет, Иван уговорил мать написать прошение о его увольнении. «Мы кисли там 8 лет, 8 лучших лет без дела», - писал И.А.Гончаров. Московское коммерческое училище
В 1831 году поступил на словесное отделение Московского университета. В следующем году состоялась его первая публикация в журнале "Телескоп" - перевод нескольких глав из романа Эжена Сю "Атар-Гюль". В одно время с ним в университете учились Герцен, Огарев, Белинский, Лермонтов, и кажется странным, что он остался с ними незнаком. Впрочем, по его словам, учился он "патриархально и просто: ходили в университет, как к источнику за водой, запасались знанием, кто как мог...".
После окончания университета Гончаров вернулся в Симбирск, попробовал служить секретарем канцелярии у губернатора. Но дома и в городе было всё по-старому: тихо, сонно, лениво. Глядя на это затишье, он понял, что жизнь в родном городе не даёт «никакого простора и пищи уму, никакого живого интереса для свежих, молодых сил».
Не найдя соответствующей своим интересам среды, через год уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство финансов переводчиком. В свободное время он много писал - "без всякой практической цели", потом бесчисленными черновиками топил печь, испытывая болезненные сомнения в своем даре. Позже он заметит: "...литератору, если он претендует не на дилетантизм... а на серьезное значение, надо положить на это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!" Петербург середины 19 века. Невский проспект.
Подрабатывая уроками, Гончаров попал в дом известного академика живописи Николая Аполлоновича Майкова. Иван Александрович учит русской словесности и латыни его детей, среди которых были будущие поэт Аполлон Майков и критик Валериан Майков. В доме Майковых образовался своеобразный художественный салон, и молодой преподаватель, неожиданно обнаруживший большую начитанность и талант рассказчика, стал в нем едва ли не законодателем литературного вкуса. Н.А.Майков А.Н.Майков В.Н.Майков
Судя по всему, Гончаров долго сомневался в себе как в писателе. Уверенность в своих силах Иван Гончаров обрел благодаря знакомству с Белинским, которого очень высоко ценил как критика. В 1845 году "с ужасным волнением" передал на суд критику роман «Обыкновенная история». Белинский "был в восторге от нового таланта" и тут же предложил рукопись опубликовать. Роман вышел в 1847 году в самом популярном журнале того времени "Современник"
В своем романе Гончаров никого не обличал, он просто показал молодого дворянина Александра Адуева, провинциала, приехавшего в Петербург с тетрадкой стихов, локоном возлюбленной и смутными мечтами о славе, которого столичная жизнь "успокоила" выгодной женитьбой и чиновничьей карьерой. Действительно - обыкновенная история.
В 1849 году Гончаров напечатал в «иллюстрированном альманахе», разосланном в виде премии подписчикам журнала «Современник», небольшой отрывок ещё не законченного нового романа «Обломов». Он назвал этот отрывок «Сон Обломова». Но весь роман читателям пришлось ждать ещё десять лет.
Неожиданно писатель соглашается на должность секретаря при адмирале Е.В. Путятине и 7 октября 1852 года вместе с ним отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Он побывал в Англии, Японии, "набил целый портфель путевыми записками". Очерки о путешествии публиковал в различных журналах, а позже выпустил отдельной книгой под названием "Фрегат "Паллада" (1858), которая была встречена с большим интересом.
Вернувшись в Петербург, Иван Александрович продолжил службу в Департаменте столоначальником. В набросках у него уже были два романа - "Обломов" и "Обрыв", но работа над ними почти не продвигалась. Спасти писателя "от канцеляризма, в котором он погибает", взялся литератор и цензор А.В. Никитенко. С его помощью в 1855 году Гончаров поступил на должность цензора в Петербургский цензурный комитет.
Литературная работа наконец стронулась с места вследствие удивительных, прямо скажем, событий. Летом 1857 года Гончаров уезжает "на воды" в Мариенбад и там влюбляется. В то время русскому писателю исполнилось сорок пять лет, он был закоренелый холостяк, а тут вдруг: «Едва выпью свои три кружки и избегаю весь Мариенбад с шести до девяти часов, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней...» Кто же "она", возбудившая столь сильные чувства в апатичном литераторе?
С Елизаветой Васильевной Толстой Гончаров познакомился в доме Майковых еще в бытность свою учителем. Тогда он пожелал четырнадцатилетней Лизоньке в ее альбоме "святой и безмятежной будущности", подписавшись - де Лень. Через десять лет, в 1855 году, он снова встретился с ней у Майковых, между ними завязалась "дружба". Писатель водил ее в театры, посылал ей книги и журналы, просвещал в вопросах искусства, в ответ она давала ему читать свои дневники, он говорил ей, что их отношения похожи на историю Пигмалиона и Галатеи... Елизавете Васильевне русская литература обязана замечательным образом Ольги Ильинской
В Мариенбаде за 7 недель был завершён роман «Обломов». В окончательной редакции "Обломов" был опубликован в 1859 году, и его успех превзошёл ожидания автора. И.С. Тургенев пророчески заметил: "Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова". Л.Н. Толстой писал: "Обломов - капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз..." В России тех лет не было ни одного самого заштатного городка, где бы не читали, не хвалили "Обломова" и не спорили о нем.
Следующие десять лет ушли у Гончарова на завершение романа "Обрыв". Он вышел в журнале "Вестник Европы" в 1869 году, а в 1870-м - отдельным изданием. Произведение, затронувшее такие новые явления в российской жизни, как нигилизм и эмансипация женщины, вызвало бурные споры в критике и не менее бурную популярность у читателей. "За очередной книжкой "Вестника Европы", где печатался роман, "посланные от подписчиков" ходили с раннего утра, как в булочную, толпами", - вспоминал современник. "Обрыв" остался последним художественным произведением великого романиста.
В 1870 году Сергей Михайлович Третьяков заказал портрет Гончарова художнику Крамскому для своей галереи. Писатель отказался: "...Я не сознаю за собой такой важной заслуги в литературе, чтобы она заслуживала портрета, хотя и счастлив простодушно от всякого знака внимания, оказанного моему дарованию (умеренному)... Во всей литературной плеяде от Белинского, Тургенева, графов Льва и Алексея Толстых, Островского, Писемского, Григоровича, Некрасова - может быть - и я имею некоторую долю значения, но взятый отдельно и в оригинале и на портрете я буду представлять неважную фигуру..." Гончарову было отпущено Богом еще двадцать лет жизни, но в печати он почти не выступал, по своей врожденной скромности считая себя устаревшим и забытым писателем. Только через четыре года Третьякову удалось его уговорить.
Иван Александрович так и не завел семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них - эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием. За несколько лет до смерти Гончаров печатно обратился ко всем своим адресатам с просьбой уничтожить имеющиеся у них письма и сам сжег значительную часть своего архива. Только благодаря потомкам Карла Трейгута, бережно сохранившим до наших дней личные вещи писателя и при их участии в 1982 году в Ульяновске (Симбирске) был открыт литературно- мемориальный музей Гончарова. Семья Трейгут
Умер Иван Александрович Гончаров 15 (27) сентября 1891 года в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре; в 1956 году его прах перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.
"По изумительной трезвости взгляда на мир Гончаров приближается к Пушкину. Тургенев опьянен красотой, Достоевский - страданиями людей, Лев Толстой - жаждой истины, и все они созерцают жизнь с особенной точки зрения. Действительность немного искажается, Как очертания предметов на взволнованной поверхности воды. У Гончарова нет опьянения. В его душе жизнь рисуется невозмутимо-ясно... Трезвость, простота и здоровье могучего таланта имеют в себе что-то освежающее". Д.Мережковский
Ульяновск бережно хранит память о своём замечательном земляке. Юбилеи писателя отмечаются как большие праздники культуры: проводятся гончаровские чтения, в которых принимают участие крупные специалисты и почитатель творчества писателя. В Ульяновске создан мемориальный музей И.А.Гончарова. Он разместился в доме, где родился и рос писатель.
Вам, конечно, знакомо одно из самых красивых зданий в Ульяновске – красный дом с башней на Новом Венце. Это Дом-памятник Гончарову, который был построен к 100- летию со дня рождения писателя в 1916 году на деньги, собранные по всей России по подписке. В этом здании размещаются сейчас музеи – Художественный и Краеведческий.
В честь И.А.Гончарова воздвигнуты памятники – в сквере в центре города, у Дворца книги. Центральная улица города носит имя писателя.
На крутом волжском берегу в Винновской роще находится памятная по «Обрыву» беседка.
Во Дворце книги находится личная библиотека писателя – 900 книг с автографами. Диван Обломова Памятник роману «Обломов»