МОУ гимназия 15 им.Н.Н.Белоусова г. Сочи Типы уроков (постоянно-действующий семинар)
Типы уроков Виды уроков 1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков) 1 - урок-лекция; 2 - урок-беседа; 3 - урок с использованием учебного кинофильма; 4 - урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 - урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) 2. Уроки совершенствования знании, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) 1 - урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); 2 - урок-лабораторная работа; 3 - урок практических работ; 4 - урок-экскурсия; 5 - семинар 3. Урок обобщения и систематизации Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков 4. Уроки контрольные (учета и оценки знаний, умений и навыков) 1 - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 - письменная проверка; 3 - зачет; 4 - зачетные практические и лабораторные работы; 5 - контрольная (самостоятельная) работа; 6 - смешанный урок (сочетание трех первых видов) 5. Комбинированные уроки На них решаются несколько дидактических задач
Традиционный урок Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Организационная схема урока изучения нового материала (традиционный урок) Текущее времяСодержание работы в классе 1313 Инициализация урока: Объявление темы, целей, начальные записи и т.д. 4-9Вводное повторение в виде устных повторений (беседа) Изложение нового материала с опорой на средства наглядности Первичное закрепление. Знакомство с основными задачами и способами их решения. Запись образцов решения и оформления задач на доске и в тетрадях. Работа фронтальная в виде бесед с параллельным контролем Сообщение домашнего задания и комментария к нему 39-44Текущий контроль в виде срезовой программированной контрольной работы на выполнение стандартных шаблонных упражнений по образцу 45Подведение итогов урока
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются: как объяснительно-иллюстративные; частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Критерии анализа инновационного урока Учитель осуществляет какое-либо нововведение: Вводит новое содержание; Новую методику обучение или воспитания; Ведет экспериментально- исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции.
Показатели и критерии оценки эффективности инновационного урока Показатели эффективностиКритерии оценкиОценка 1Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока Оригинальность, новизна 2Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока Гибкость, системность 3Степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации диагностичность 4Технологичность, возможность для воспроизведения педагогической инновации другими учителями воспроизводимость Итоговая оценка
Организационная схема урока сложной структуры Текущее время Содержание работы в классе 1Инициализация урока, объявление темы целей, начальные записи в тетрадях и т.д Решение задачи 1 фронтально Группа 1 Лабораторная работа 1. Группа 2 Лабораторная работа 2 Решение задачи 2 фронтально Решение задачи 3 самостоятельно Разбор самостоятельной работы Защита лабораторной работы 1 35Защита лабораторной работы 2 40Сообщение домашнего задания и комментарий к нему 45Подведение итогов урока
Интегрированные уроки Интеграция – глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику: Широкое и яркое представление о мире, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основные особенности интегрированных уроков Развивают потенциал самих учащихся; Побуждают к активному познанию окружающей действительности; Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей; Развитие образного, логического мышления; Развитие творческой активности учащихся; Развитие коммуникативных способностей
Типы и формы интегрированных уроков Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Тип урока: урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.