Подготовила: заведующий Государственным бюджетным образовательным учреждением Детский сад 2404 города Москвы Мищенко Мария Валерьевна
целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Классификация проявлений агрессии Направленность агрессии на животный или предметный мир, на другого, на себя Наблюдаемость – ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии Временные признаки – частота и длительность проявлений агрессии Простанственные признаки – в семье, школе, на улице и пр. По особенностям психических действий – физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр. По социальной опасности агрессивных действий: девиантные ( нарушение прав других лиц без юридической ответствености) и делинквентные (с юридической ответственностью)
Какие черты свойственны агрессивным детям? Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды Чаще испытывают негативные эмоции Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
Причины агрессивности Наследственно-характерологические признаки Резидуально-органические признаки (ММД, травмы головного мозга и пр.) Социально-бытовые признаки Реактивность (ответная агрессия на присутствие новых взрослых, сверстников) Введение ограничений в поведении ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности) Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственость за агрессивное поведение в новой ситуации Нарастание утомления или пресыщения
Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное поведение родителей уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки; не допускают проявления детьми инициативы в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям не обучают ребенка неагрессивным способам поведения поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения
Типы агрессоров Клоуны - используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников Деды - используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Садисты - нанесение вреда другому выступает как самоцель
всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого
Коррекция агрессивности у детей Стратегия на стимуляцию гуманных чувств; Стратегия на осознание; Стратегия ориентации на состояние; Стратегия на отреагирование; Моделирование (провокация) и преодоление; Стратегия на перелючение; стратегия на положительное подключение, похвалу; Стратегия на игнорирование; Стратегия на отрицательное подкрепление; стимуляция чувства удивления; Стимуляция положительных эмоций; Стимуляция чувства юмора; Стимуляция телесного контакта; Стимуляция соревнования, соперничества.
Использованная литература Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Иванова М. О детской агрессивности. Крылова О.Л., Новикова О.А. Агрессия у детей. Диагностика агрессивности дошкольников. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивнось. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность.