Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно- балочной системы в архитектуре.
Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.
В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.
Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.
Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.
Стереобат колоннаколонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера
Происхождение названия частей греческого ордера 1.Стереобат – от греч. «stereos» - крепкий и «bates» опора. 2.Колонна – от лат. «columna» - столб. 3.Антаблемент – от греч. «ante» - прямо и «blemma» - взгляд. 4.Фронтон – от лат. «frons» - лоб, лицо. 5.Стилобат – от греч. «stylos» - стержень, колонна и «bates» - опора. 6.Капитель – от лат. «caput» - голова. 7.Архитрав – от греч. «archi» - главный и «trabs» - балка. 8.Фриз – от греч. «frisso» - дрожу, трепещу. 9.Метопа – от греч. «metopon» - лицевая сторона. 10.Триглиф – от греч. «tries» - три и «glypho» - вырезаю. 11.Карниз – от греч. «koronis» - завершение.
Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера. ? ? ? ? ?? ?
Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.
Проследим за тектоническими изменениями опоры.
Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.
Ствол колонны КапительБаза АбакВолютыЭхинАбак Каннелюры С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.
Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.
Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.
/2 2 1/ /4 1 1/2 1 3/4 2 Пропорции греческих ордеров Модуль (единица измерения) – диаметр колонны.
Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорические храмы называли «мужскими».
Даже отдельно стоящая дорическая колонна производит впечатление чего-то необычайно устойчивого.
Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.
Парфенон – самый известный дорический храм древности.
Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.
Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов ставили женские статуи – кариатиды.
Впечатлению женственности от ионической колонны способствует ее капитель с волютами.
Самые утонченные пропорции у храма коринфского ордера. Пропорции его колонн сравнивали с пропорциями девического тела.
Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями аканта.
В последующие века ордер (его структура и пропорции) стал частью многих архитектурных сооружений.
В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.