Исследовательская работа «Компьютер и здоровье школьников» Выполнила: ученица 7а класса МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 1» Никишова Елена Сергеевна Руководитель: учитель биологии Никишова Татьяна Владимировна
Актуальность проблемы Сегодня персональный компьютер Сегодня персональный компьютер превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения и отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье. В настоящее время в литературе В настоящее время в литературе имеются противоречивые мнения о том, имеются противоречивые мнения о том, оказывает ли вредное влияние оказывает ли вредное влияние на организм работа на компьютере, на организм работа на компьютере, или эти влияния сводятся к минимуму. или эти влияния сводятся к минимуму. Поэтому изучение компьютерного Поэтому изучение компьютерного воздействия на организм школьников воздействия на организм школьников представляется мне актуальным представляется мне актуальным
Цель работы: изучение действия персонального компьютера на организм школьника. Цель работы: изучение действия персонального компьютера на организм школьника. Гипотеза: если если определить роль и время использования ПК школьниками; определить роль и время использования ПК школьниками; изучить влияние компьютера на физиологические функции учащихся; изучить влияние компьютера на физиологические функции учащихся; знать и применять профилактические меры при работе на ПК, знать и применять профилактические меры при работе на ПК, то возможно минимальное негативное воздействие компьютера на организм школьника.
Задачи исследования: 1. Изучить заболевания, возникающие при нарушении норм работы на ПК; 2.Проверить знания учащихся кл. о нормах работы с ПК; 3.Выявить реальное время, проводимое учащимися за ПК; 4.Разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов, с целью сохранения здоровья при работе на компьютере.
Методы исследования Анализ литературных источников по проблеме «Компьютер и здоровье». Анализ литературных источников по проблеме «Компьютер и здоровье». Беседа с медицинским работником школы по изучению распространения заболеваний среди школьников. Беседа с медицинским работником школы по изучению распространения заболеваний среди школьников. Разработка анкеты «Компьютер для школьника» с целью изучения влияния ПК на здоровье. Разработка анкеты «Компьютер для школьника» с целью изучения влияния ПК на здоровье. Социологический опрос учащихся 6-11 классов (67 человек) по разработанной анкете. Социологический опрос учащихся 6-11 классов (67 человек) по разработанной анкете. Анализ результатов исследования и их систематизация. Выбор формы представления результатов исследования (круговая и столбчатая диаграммы, таблицы). Анализ результатов исследования и их систематизация. Выбор формы представления результатов исследования (круговая и столбчатая диаграммы, таблицы). Моделирование способов решения проблемы: Моделирование способов решения проблемы: - разработка памяток для пользователя ПК на основе полученных теоретических и практических сведений. - разработка памяток для пользователя ПК на основе полученных теоретических и практических сведений.
Негативное влияние компьютера зрение зрение Компьютерный зрительный синдром – CVS; Компьютерный зрительный синдром – CVS; Астенопия; Астенопия; Прогрессирование близорукости Прогрессирование близорукости стеснённая поза стеснённая поза Туннельный синдром (синдром запястного канала); Туннельный синдром (синдром запястного канала); Остеохондроз; Остеохондроз; Грыжа межпозвонкового диска Грыжа межпозвонкового диска психическая нагрузка психическая нагрузка Интернет-зависимость; Интернет-зависимость; Компьютерная игромания Компьютерная игромания излучение излучение
Результаты исследования Распространенность заболеваний среди учащихся школы (2007 г., данные медицинского осмотра) (2007 г., данные медицинского осмотра) 1 место – нарушение зрения (14,8%) 2 место – заболевания желудочно- кишечного тракта (8,3%) 3 место – заболевания дыхательной системы (6,6%) 4 место – заболевания сердечно- сосудистой системы (5,8%) 5 место – заболевания опорно- двигательной системы (5,6%) 6 место – заболевания нервной системы (4,3%)
Время, проводимое за ПК в день, в % Время, проводимое за ПК в день, в % Менее 2 часов – 70,5 % От 2 до 4 часов – 24,1% Более 4 часов – 5,4 %
Время, проводимое в сети Интернет, в % Время, проводимое в сети Интернет, в % до 2 часов в неделю - 46,3% от 2 до 5 часов в неделю - 27,2% до 2 часов в день - 22,8% от 2 до 5 часов в день - 3,7 %
Непрерывная продолжительность работы на ПК УчащиесяПродолжительность, в минутах 1-го класса х классов х классов х классов х классовна первом часу занятий – 30, на втором - 20
Общая продолжительность работы на ПК в течение дня Возраст, летВремя, мин
Соблюдение учащимися правил профилактики при работе на ПК Вид мероприя тия Интервал, минут минут 30 минут 60 минут Более 60 минут Не выполн яют Перерывы5,9 %19,6 %22,4 %14,3 %37,8 % Упражнения для глаз 1,5 %11,2 %4,4 % 78,5 %
Заключение Здоровье - величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций Здоровье - величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник? Только при разумной организации труда и эффективной профилактической работе человеку удастся оградить себя от негативных последствий влияния компьютера.
Меры профилактики, снижающие действие негативных для здоровья факторов 1. Пользоваться жидкокристаллическим монитором; 2. При приобретении монитора обращать внимание на наличие гигиенического сертификата; 3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя; 4. Располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами; 5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности; 6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше; 7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства; 8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу; 9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края; 10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут; 11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику; 12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его; 13. Единственным средством профилактики Интернет-зависимости и игромании является самоконтроль и саморегуляция. 14. Немаловажное значение профилактики переутомления имеет режим труда и отдыха.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ Руки вперед. На счет 12 ладони вниз. На счет 3 4 ладони вверх. Повторить 4 5 раз. Расслабиться.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ Руки согнуть перед грудью. На счет 12 пружинящие рывки назад согнутыми руками. На счет 34 то же, прямыми. Повторить 4 6 раз. Расслабить плечи Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 68 раз. Расслабить плечи
Информационные ресурсы: Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка М.: Вентана-Графф, Вентана-Графф, Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами М.: Медицина, Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами М.: Медицина, Примаков А.О. Здоровье компьютера и его владельца II Интернет- Лоцман, С. 9. Примаков А.О. Здоровье компьютера и его владельца II Интернет- Лоцман, С. 9. Санитарные правила и нормы. Утверждено постановлением Госкомсанэпиднадзора России от Санитарные правила и нормы. Утверждено постановлением Госкомсанэпиднадзора России от Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика Биология в школе – 7. – С Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика Биология в школе – 7. – С Чернозубов И.Е. Компьютер и дети: пособие для родителей М.: Компания АЛЕС, – 96 с. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети: пособие для родителей М.: Компания АЛЕС, – 96 с. Интернет-ресурсы: Интернет-ресурсы: