Социальное познание Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания, Лицей7, г. Саяногорск
Материальный мир = ЕСТЕСТВОЗНАНИЕОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Естественнонаучное познание Социальное познание НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ природа общество
комплекс дисциплин, объектом которых является общество
Общее с естествознаниемОсобенное 1. Чувственное и рациональное познание 1.S и О совпадает Включенность иследова- теля в изучаемые процессы 2. Проблема объективности и истинности знаний 2.Сложность изучаемого объекта (множество различных событий, процессов; действуют люди) Множественность мнений об одних и тех же событиях 3. Выдвигаются гипотезы, разрабатываются теории 3. Ограниченность методов 4. Ставятся эксперименты Социальное познание Ч СУБЪЕКТИВИЗМ
Принципы научного познания Руководство научными методами «Участвующее наблюдение» Конкретно- исторический подход!!! «Соблюдение дистанции к объекту» Опора на факты, логичность, объективность. доказательность «Погружение» в изучаемый предмет, способность почувствовать время Объективный взгляд со стороны
КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД Изучать в контексте конкретных исторических условий, выделяя общее и особенное Изучать общественные явления в многообразных связях и развитии ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Конкретная страна, конкретные условия, определённое время КАК? ПОЧЕМУ? В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? ПОСЛЕ ЧЕГО?
Познание общества начинается с восприятия социальных фактов Факт (лат.faktum- сделанное, свершившееся) – действительное реальное событие или явление; то, что существует, происходит или происходило ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ от учёного не зависят НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !
Сбор социальных фактов Как учёный обществовед работает с фактами? Интерпретация Систематизация и отбор Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация ) Оценка факта Оценка факта- собственное отношение + или – «НЕ выносить приговор, а понять» НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!!