МОУ СОШ 3 Г.Неи Костромской области МОУ СОШ 3 Г.Неи Костромской области ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА «СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Что в имени тебе моём ?» Разработчики : Гридчина Марина Пляшник Оксана Шамрай Юля, учащиеся 7б класса МБОУ Ордынская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Тайна имени: Историческое развитие. Цель исследования: проанализировать словарь имен обучающихся МКОУ Подгоренская СОШ, выявить в нем изменения, определить.
Об именах, о взрослых детях, о старых календарях и многом другом … Материалы к уроку русского языка по теме «Имена собственные и нарицательные» в 5 классе.
Загадка. Что у всех на свете есть? И у папы, и у мамы, И у вас, и у меня!
Русская народная пословица. По внешности: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Милава, Некраса; По черте характера: Добр, Храбр, Горд, Умник; Имена,
Проект « Я и моё имя » Выполнили : ученики 2 класса Руководитель : Карпекина И. В. МБОУ – Полужская ООШ имени Ф. Е. Стрельца.
Тема учебного проекта: Авторы: Овчаренко Марина Александровна Заяц Виктория Валерьевна Студентки 1 курса ЛИ, факультета иностранных языков г. Ростов-на-Дону.
МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района Что означают наши имена? ( исследовательская работа) Выполнили ученицы 2 «а» класса: 2 «а» класса: Бакушкина Татьяна.
НАШИ ИМЕНА
Человек и его имя. Частотность употребления женских и мужских имен. Частотность употребления женских и мужских имен. Выполнила: Важенина К 7.
П РОЕКТ «Т АЙНА ИМЁН В МОЕЙ СЕМЬЕ » выполнил ученик 3 А класса Агапитов Дима.
…Загадочна, необъяснима власть имени. Одни имена на десятилетия, а то и на века предаются забвению, другие вдруг становятся необычайно популярны… (А.Ф.Лосев)
Знаете ли вы, что означает Ваше имя? Презентация учителя истории МОУ СОШ с.Сосновоборское.
Презентация проекта «Имён таинственная власть» Автор: Ляшенко Людмила Владимировна МОУ СОШ с. Жадовка.
Наши имена и фамилии. Что такое имя? Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Личное название человека,
Наши имена и фамилии. Что такое имя? Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Личное название человека,
Проект по математике «Числа вокруг нас»
«Почему мы празднуем масленицу?» МОУ Алексеевская основная общеобразовательная школа «Почему мы празднуем масленицу?» Автор учебного проекта для учащихся.
Имя имя, даваемое при рождении. Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие.
Вам дали это. Это и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, но им пользуются все ваши знакомые. Что это такое?
Транксрипт:

МОУ СОШ 3 Г.Неи Костромской области МОУ СОШ 3 Г.Неи Костромской области ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА «СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ» СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ» ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА « Я и мое имя» « Я и мое имя»

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: * Предлагаемый информационный проект изучает вопрос курса русского языка «Морфология. Собственные имена существительные» и организует межпредметные связи с литературой, историей, краеведением, географией, истоками и информационными технологиями. * Предлагаемый информационный проект изучает вопрос курса русского языка «Морфология. Собственные имена существительные» и организует межпредметные связи с литературой, историей, краеведением, географией, истоками и информационными технологиями. * Рассчитан на урочную и внеурочную форму работы в 5 классе. * Рассчитан на урочную и внеурочную форму работы в 5 классе. * В ходе выполнения проекта учащиеся должны проявить творческий подход к изучению темы, развивать умение составлять монологическое высказывание на заданную тему и оценивать изменение значения имен собственных (фамилий, имен, отчеств) в контексте исторической эпохи. * В ходе выполнения проекта учащиеся должны проявить творческий подход к изучению темы, развивать умение составлять монологическое высказывание на заданную тему и оценивать изменение значения имен собственных (фамилий, имен, отчеств) в контексте исторической эпохи. * Предполагает использование учебников, дополнительной литературы, энциклопедий, словарей, работ в Интернете; ориентирует учащихся на размышления, поиск и исследовательскую деятельность; способствует повышению культурного уровня, развивает эстетический вкус. * Предполагает использование учебников, дополнительной литературы, энциклопедий, словарей, работ в Интернете; ориентирует учащихся на размышления, поиск и исследовательскую деятельность; способствует повышению культурного уровня, развивает эстетический вкус. * Развивает самостоятельную деятельность, вырабатывает в каждом ученике настойчивость в достижении цели. * Развивает самостоятельную деятельность, вырабатывает в каждом ученике настойчивость в достижении цели.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС УЧЕБНОГО ПРОЕКТА: В ЧЕМ ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ? ОСНОВНОЙ ВОПРОС УЧЕБНОГО ПРОЕКТА: В ЧЕМ ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ? ВОПРОС УЧЕБНОЙ ТЕМЫ: ВОПРОС УЧЕБНОЙ ТЕМЫ: КАКОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИМЕНОВАНИЙ? КАКОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИМЕНОВАНИЙ? Участники проекта: учащиеся 5 класса Участники проекта: учащиеся 5 класса Информационные ресурсы: литература, сайты Интернета Информационные ресурсы: литература, сайты Интернета

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ: ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ: 1. «Что в имени тебе моем…» ( Значение, происхождение личных имен, фамилий, отчеств); 1. «Что в имени тебе моем…» ( Значение, происхождение личных имен, фамилий, отчеств); 2. «Мое имя в литературе и истории»; 2. «Мое имя в литературе и истории»; 3. «Исторические изменения в написании и произношении собственных именований». 3. «Исторические изменения в написании и произношении собственных именований». РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: 1. Презентация; 1. Презентация; 2. Викторина; 2. Викторина; 3. Словарь некоторых имен; 3. Словарь некоторых имен; 4. Лекция «История имен». 4. Лекция «История имен».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА: * формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы «в диалоге», «в группе»; * приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и пути ее решения. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА: * формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы «в диалоге», «в группе»; * приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и пути ее решения. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: * формирование целостного представления об истории русских именований, об изменениях, которые происходили в русском именослове на протяжении многих веков его существования, об основных тенденциях его развития; * формирование целостного представления об истории русских именований, об изменениях, которые происходили в русском именослове на протяжении многих веков его существования, об основных тенденциях его развития; * совершенствование навыков этимологического анализа слова. * совершенствование навыков этимологического анализа слова.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ ВРЕМЯ 1. «Индуктор». Урок-мастерская. Урок-мастерская. Создание эмоциональной атмосферы. Осмысление важности знания истории личного именования. 1 урок 1 урок 2. «Мозговой штурм» Формулирование тем исследования. 2 урок 2 урок (10 мин.) (10 мин.) 3. Создание плана работы Обсуждение вариантов плана совместно с учащимися. 3 урок 3 урок (10 мин.) (10 мин.) 4. Организация самостоятельной деятельности учащихся; поиск источников информации. Обсуждение заданий, возможных источников информации. 4 урок 4 урок (10 мин.) (10 мин.) 5. Самостоятельная работа Индивидуальная и групповая работа по выполнению заданий. 6. Защита проекта Отчет об исследовательской работе. 5 урок 5 урок

С Т Р У К Т У Р А С Т Р У К Т У Р А ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: * Словарь имен; * Словарь имен; * викторина. * викторина. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: * Урок-мастерская построения знаний; * Урок-мастерская построения знаний; * критерии оценивания презентации; * критерии оценивания презентации; * презентация «Я и мое имя». * презентация «Я и мое имя».

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: 1. Е.Н.Полякова «Из истории русских имен и фамилий» (книга для учащихся); М.,2002, Гуманитарный центр «Монолит»; 1. Е.Н.Полякова «Из истории русских имен и фамилий» (книга для учащихся); М.,2002, Гуманитарный центр «Монолит»; 2. В.Н.Никонов «Словарь русских фамилий»; М.,«Школа-Пресс», 1993; 2. В.Н.Никонов «Словарь русских фамилий»; М.,«Школа-Пресс», 1993; 3. А.В.Суслова «О русских именах»; Лениздат, 1994; 3. А.В.Суслова «О русских именах»; Лениздат, 1994; 4. Л.А.Введенская «От названий к именам»; «Феникс», Ростов-на- Дону,1995; 4. Л.А.Введенская «От названий к именам»; «Феникс», Ростов-на- Дону,1995; 5. Ресурсы Интернета. 5. Ресурсы Интернета. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: МОУ СОШ 3 г. Неи Костромской области МОУ СОШ 3 г. Неи Костромской области Адрес: ул. Любимова, д.45, т: Адрес: ул. Любимова, д.45, т: Учитель: Подлинева О.Е. Учитель: Подлинева О.Е.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Словарь некоторых имен ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Словарь некоторых имен Александр ( от греч. aiexo) – защищать, защитник. Александр ( от греч. aiexo) – защищать, защитник. Алевтина (от греч.aieuo) – отражать. Алевтина (от греч.aieuo) – отражать. Анастасия (от греч.anastas)- васкресшая Анастасия (от греч.anastas)- васкресшая Андрей (от греч.andreios) – храбрый, мужественный. Андрей (от греч.andreios) – храбрый, мужественный. Анатолий (от греч.anatole) – восток, восточныйю Анатолий (от греч.anatole) – восток, восточныйю Афанасий (от греч.athanasia) – бессмертный. Афанасий (от греч.athanasia) – бессмертный. Анна (от др.-евр.hanna) – грациозная, миловидная. Анна (от др.-евр.hanna) – грациозная, миловидная. Валентин, Валентина (от лат.valens ) – сильный (ая), здоровый (ая). Валентин, Валентина (от лат.valens ) – сильный (ая), здоровый (ая). Валерий, Валерия (римс.имя valerius) – крепкий (ая), бодрый (ая). Валерий, Валерия (римс.имя valerius) – крепкий (ая), бодрый (ая). Варвара (от греч. barbaros) – иноземка. Варвара (от греч. barbaros) – иноземка. Василий, Василиса (от греч.basileus ) – царский, царственная. Василий, Василиса (от греч.basileus ) – царский, царственная. Виктор, Виктория (от греч.victor) – победитель, победа. Виктор, Виктория (от греч.victor) – победитель, победа. Виталий (от лат.vitalis) – жизненный, витаминный. Виталий (от лат.vitalis) – жизненный, витаминный. Владимир (др.-рус. форма имени ) – владеющий миром. Владимир (др.-рус. форма имени ) – владеющий миром. Галина (от греч.galen ) – спокойная, безмятежная. Галина (от греч.galen ) – спокойная, безмятежная. Геннадий (от греч gennadas.) – благородный. Геннадий (от греч gennadas.) – благородный. Георгий (от греч. georgos) – благородный. Георгий (от греч. georgos) – благородный. Герасим (от греч. gerasmios) – почтенный. Герасим (от греч. gerasmios) – почтенный. Герман (от лат. germanus ) – родной, единокровный. Герман (от лат. germanus ) – родной, единокровный. Григорий (от греч. gregoreo) – бодрствующий. Григорий (от греч. gregoreo) – бодрствующий. Дарья (персидское dareos ) – сильная, побеждающая. Дарья (персидское dareos ) – сильная, побеждающая. Дмитрий ( от греч. demetrios) – принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия. Дмитрий ( от греч. demetrios) – принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия. Евгений, Евгения (от греч. eugenes) – благородный, благородная. Евгений, Евгения (от греч. eugenes) – благородный, благородная. Екатерина (от греч. katharios) – чистая. Екатерина (от греч. katharios) – чистая. Елена (от греч. helenos) – Светлая, солнечная, факел. Елена (от греч. helenos) – Светлая, солнечная, факел. Елизавета (др.-евр.) – почитающая бога. Елизавета (др.-евр.) – почитающая бога. Иван (Иоанн) (евр.) – благодать Божия. Иван (Иоанн) (евр.) – благодать Божия. Игорь (др.-рус) – хранитель. Игорь (др.-рус) – хранитель. Ирина (от греч. eirene) – мирная, мир. Ирина (от греч. eirene) – мирная, мир. Кирилл (от греч. kyrios) – повелитель, владыка. Кирилл (от греч. kyrios) – повелитель, владыка. Константин (от лат. constans) – стойкий, постоянный. Константин (от лат. constans) – стойкий, постоянный. Максим (от лат. maximus) – величайший. Максим (от лат. maximus) – величайший. Марина (от лат. mare ) – море, морская. Марина (от лат. mare ) – море, морская. Наталия (от лат.natalis ) – родная, природная. Наталия (от лат.natalis ) – родная, природная. Олег, Ольга (др.-рус.ольга) – святой, святая. Олег, Ольга (др.-рус.ольга) – святой, святая. Петр (от греч.petra ) – каменный. Петр (от греч.petra ) – каменный. Раиса (от греч. radia) – легкая. Раиса (от греч. radia) – легкая. Роман (от лат.pomanus ) – римский, крепкий. Роман (от лат.pomanus ) – римский, крепкий. Светлана (славянское имя) – светлая. Светлана (славянское имя) – светлая. София, Софья (от греч. sophia) – мудрая. София, Софья (от греч. sophia) – мудрая. Татьяна (от лат.tatius и греч. tatto) – учредительница, устроительница. Татьяна (от лат.tatius и греч. tatto) – учредительница, устроительница. Филипп (греч. Личное имя Philippos)– любящий лошадей. Филипп (греч. Личное имя Philippos)– любящий лошадей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лекция «История имен» ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лекция «История имен» Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности, его личным именем. Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин), место происхождения (Несвой, Инозем, Казанец), церковные отношения (Богомаз, Грех, Игумен). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник). Наши предки пользовались и иносказательными именами (Баран, Волк, Блоха, Лиса,Ворона, Гнида, Оладья, Дуб). В летописи 15 века сохранились имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов. Были и имена другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Будимир. Некоторые славянские имена возникли позже: Бажен – желаемый, Тарас – беспокойный, Руфина – рыжая. Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый, как заря), Владислав (владеющий миром), Всемила (всеми милая). Детям давались и древнегреческие, и римские исмена: Каллистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка). Красивых женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава. Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту мало уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении – «пятница». Некоторые обрусевшие имена подверглись сокращению: Борислав – Борис (борющийся за славу), Вадимир – Вадим (наставляющий мир). В.А.Жуковский опоэтизировал имя Светлана (светлая), Людмила (людям милая). А.С.Пушкин использовал имя Чернова. Д.И.Фонвизин назвал своего героя из комедии «Недоросль» Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Имя положительной героини – Софья (греч.) – «мудрая». В популярной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» главный персонаж – Эраст (греч.) – «прелестный, милый, возлюбленный».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение) Главный герой «Шинели» назван Н.В.Гоголем Акакием Акаккиевичем (греч.) – « не делающий зла, безропотный, кроткий. Он на самом деле кроткий, тихий, безропотно переносящий все невзгоды. У А.Н.Островского в «Грозе» главная героиня Катерина, что означает «гордая, чистая». А в пьесе «Бесприданница» героиня – Лариса - «чайка». Она, действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе. А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена (от греч. Helenos – «свет, факел»). Василиса (от греч. basileus – «царица, царственная). Героини различны по своему характеру. Елена – мягкая, лиричная, «носит» постоянный эпитет «прекрасная». А Василиса – мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда «премудрая». Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви – особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах). Иногда священник шел на уступки и давал другое имя, которое в Святцах не значилось. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь. После Октябрьской революции регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (загсы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена. Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза. Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель ( если прочитать слева направо – получится Ление), Вилена (Владимир Ильич Ление – сокращенно вилена), Нера (новая эра), Роблен (родился быть ленинцем). Уродливые имена Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография). Н.А.Петровский рассказывает в «Словаре русских личных имен» о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-годы) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора. Протест против такого использования нарицательных имен выразил С.Я.Маршак в своем стихотворении «В защиту детей»: Если только ты умен, ты не дашь ребятам Если только ты умен, ты не дашь ребятам Столь затейливых имен, как Протон и Атом… Столь затейливых имен, как Протон и Атом… Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим Век придется вековать злополучным детям. Век придется вековать злополучным детям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ВИКТОРИНА ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ВИКТОРИНА 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне? (Анна, Алла и др.) 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне? (Анна, Алла и др.) 2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня - Ваня) 2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня - Ваня) 3. Какое женское имя состоит из тридцати букв Я? (Зоя). 3. Какое женское имя состоит из тридцати букв Я? (Зоя). 4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен.( Борисоглебск, Петропавловск). 4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен.( Борисоглебск, Петропавловск). 5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: 5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир); владеть всем (Всеволод); любить мир (Любомир); свято славить (Святослав); милая людям ( Людмила). владеть миром (Владимир); владеть всем (Всеволод); любить мир (Любомир); свято славить (Святослав); милая людям ( Людмила). 6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья – анис (травянистое растение), Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.) 6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья – анис (травянистое растение), Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.) 7. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля) 7. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля) 8. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев – лед – лад – лат – лит – Тит). 8. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев – лед – лад – лат – лит – Тит).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Урок-мастерская построения новых знаний ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Урок-мастерская построения новых знаний Тема урока: «СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ». Тема урока: «СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ». Цель: Цель: - углубить представления учащихся об именах собственных; - углубить представления учащихся об именах собственных; - подвести учащихся к осмыслению важности знания истории своего личного именования; - подвести учащихся к осмыслению важности знания истории своего личного именования; - формировать стремление к исследовательской работе и интерес к изучаемой части речи; - формировать стремление к исследовательской работе и интерес к изучаемой части речи; - повышать эмоциональное и качественное восприятие нового материала; - повышать эмоциональное и качественное восприятие нового материала; - активизировать познавательную деятельность учащихся. - активизировать познавательную деятельность учащихся. Этапы урока: 1. Наблюдение над языковым материалом. 1. Наблюдение над языковым материалом. Задание: проведите орфографический разбор собственных и нарицательных существительных. Задание: проведите орфографический разбор собственных и нарицательных существительных. Р…сток, Р…стов, В…ликая Отечественная в…йна, прил…жение, «Б…родино», Юпитер, К…нстантин Г…оргиевич Паустовский. Р…сток, Р…стов, В…ликая Отечественная в…йна, прил…жение, «Б…родино», Юпитер, К…нстантин Г…оргиевич Паустовский. Беседа по вопросам: Беседа по вопросам: 1) На какие группы можно разделить эти слова? 1) На какие группы можно разделить эти слова? 2) Какие из них выступают в роли имен собственных? 2) Какие из них выступают в роли имен собственных? 3) Какие имена существительные называются собственными? 3) Какие имена существительные называются собственными? 4) Что они могут обозначать? 4) Что они могут обозначать? 2. Объявление темы урока и постановка учащимися цели занятия. 2. Объявление темы урока и постановка учащимися цели занятия. 3. Создание эмоциональной атмосферы. 3. Создание эмоциональной атмосферы. Задание: назовите одно имя собственное, обозначающее что-то любимое вами. Задание: назовите одно имя собственное, обозначающее что-то любимое вами. Ваша любимая книга? Ваша любимая река? Ваш любимый мультфильм? Ваша любимая кличка животного? Ваша любимая книга? Ваша любимая река? Ваш любимый мультфильм? Ваша любимая кличка животного?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (продолжение) ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (продолжение) 4. Сбор новых фактов. Работа с текстом; диктант «До первой ошибки». 4. Сбор новых фактов. Работа с текстом; диктант «До первой ошибки». Откуда взялись имена? Откуда взялись имена? …Когда в старину люди выбирали имена своим детям, они верили, что значение имен повлияет на характер детей и их судьбу. Запишем славянские имена, вдумываясь в значения корней: Владимир, Богдан, Любим, Людмила. …Когда в старину люди выбирали имена своим детям, они верили, что значение имен повлияет на характер детей и их судьбу. Запишем славянские имена, вдумываясь в значения корней: Владимир, Богдан, Любим, Людмила. Из какого языка пришли к нам эти имена? Из какого языка пришли к нам эти имена? Что они означают? Что они означают? Вопрос для эрудитов: По какому признаку можно узнать славянские имена? Вопрос для эрудитов: По какому признаку можно узнать славянские имена? 5. Исследовательская работа: используя этимологический словарь и свои собственные знания, определите значения имен нерусского происхождения и запишите по образцу, обратите внимание на постановку тире перед словом «значит» (работа в парах). Дополнительное задание-конкурс: кто тише в парах между собой общается и друг друга понимает. 5. Исследовательская работа: используя этимологический словарь и свои собственные знания, определите значения имен нерусского происхождения и запишите по образцу, обратите внимание на постановку тире перед словом «значит» (работа в парах). Дополнительное задание-конкурс: кто тише в парах между собой общается и друг друга понимает. Образец: Виктор- значит «победитель», Евгений – значит «благородный»и т.д. Образец: Виктор- значит «победитель», Евгений – значит «благородный»и т.д. 6. Активизация познавательной деятельности: конкурс «Знаете ли вы?» (Учитель начинает конкурс, а дети по желанию его продолжают) 6. Активизация познавательной деятельности: конкурс «Знаете ли вы?» (Учитель начинает конкурс, а дети по желанию его продолжают) - Знаете ли вы, что в качестве имен взяли себе североамериканские индейцы в произведениях Фенимора Купера? ( В книгах Ф.Купера живут индейцы: соколиный глаз, Хитрая Лисица, Мудрый Змей, Кукурузный стебель. Индейцы брали и одушевленные, и неодушевленные понятия из окружающего мира, которые выражали достоинства или физические особенности назвавшего себя так.) - Знаете ли вы, что в качестве имен взяли себе североамериканские индейцы в произведениях Фенимора Купера? ( В книгах Ф.Купера живут индейцы: соколиный глаз, Хитрая Лисица, Мудрый Змей, Кукурузный стебель. Индейцы брали и одушевленные, и неодушевленные понятия из окружающего мира, которые выражали достоинства или физические особенности назвавшего себя так.) 7. Орфографическая работа. 7. Орфографическая работа. Задание: подумайте над происхождением фамилий (например, Кузнец…в, Карас…в, Зайц…в, Синиц…н)и объясните их правописание. Задание: подумайте над происхождением фамилий (например, Кузнец…в, Карас…в, Зайц…в, Синиц…н)и объясните их правописание. Исследовательская работа: От каких слов образованы эти фамилии? А ваши фамилии7 Выделите наиболее распространенные суффиксы прилагательных: -ов, -ин, -ын. Фамилии – это имена существительные одушевленные или неодушевленные? Исследовательская работа: От каких слов образованы эти фамилии? А ваши фамилии7 Выделите наиболее распространенные суффиксы прилагательных: -ов, -ин, -ын. Фамилии – это имена существительные одушевленные или неодушевленные?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (продолжение) ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (продолжение) 8. Творческая коллективная работа: сочинить адрес местонахождения школы по предложенному плану; все пункты нужно раскрыть именами собственными. 8. Творческая коллективная работа: сочинить адрес местонахождения школы по предложенному плану; все пункты нужно раскрыть именами собственными. *Государство. *Государство. *Город и его географическое положение. *Город и его географическое положение. *Район. *Район. *Улица. *Улица. *Школа. *Школа. (Нужно показать пример превращения обычных слов в собственные наименования с символическим значением: Школа Любознательности, Трудолюбия и Доброты и др.) (Нужно показать пример превращения обычных слов в собственные наименования с символическим значением: Школа Любознательности, Трудолюбия и Доброты и др.) 9. Дифференцированное творческое задание: 9. Дифференцированное творческое задание: * написать словарный диктант на тему «Употребление кавычек при именах собственных; * написать словарный диктант на тему «Употребление кавычек при именах собственных; * вспомнить и записать названия газет, журналов, спектаклей, песен и Объяснить правописание. * вспомнить и записать названия газет, журналов, спектаклей, песен и Объяснить правописание. 10. Контроль знаний. 10. Контроль знаний. Задание: выписать имена собственные из произнесенного текста. Задание: выписать имена собственные из произнесенного текста. Вот мы и познакомились с именами собственными, делающими наш мир близким, домашним, знакомым, потому что рядом мама Оля, папа Андрей Владимирович, и все мы, наша семья, Петровы; есть у нас маленький домик в Нее на улице Набережной, что на берегу реки Нея, и любим мы передачи радиостанции «Радио России» и альбом П.И.Чайковского «Времена года». Вот мы и познакомились с именами собственными, делающими наш мир близким, домашним, знакомым, потому что рядом мама Оля, папа Андрей Владимирович, и все мы, наша семья, Петровы; есть у нас маленький домик в Нее на улице Набережной, что на берегу реки Нея, и любим мы передачи радиостанции «Радио России» и альбом П.И.Чайковского «Времена года». 11. Итоги уроки. 11. Итоги уроки. 12. Домашнее задание: 12. Домашнее задание: *сформулировать ответы на вопросы «Что бы вы хотели узнать о личных именованиях?», «Что бы изменилось в вашей жизни, если бы у вас было другое именование?» *сформулировать ответы на вопросы «Что бы вы хотели узнать о личных именованиях?», «Что бы изменилось в вашей жизни, если бы у вас было другое именование?» *сказка (или стихотворение) об именах собственных и нарицательных. *сказка (или стихотворение) об именах собственных и нарицательных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Общая информация Тема исследования не очевидна. Информация не точна или не дана. Информация частично изложена. В работе используется только один ресурс. Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. Тема исследован ия Не раскрыта и не ясна тема исследования. Объяснения неконкретны, запутаны или не верны. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Сформулирована и раскрыта тема исследования. Ясно изложен материал. Сформулирована и раскрыта тема исследования. Полностью изложены ее основные аспекты. Оригинальн ость и глубина раскрытия темы Обнаруживается непонимание в выборе путей решения проблем исследования. Отсутствуют творческие находки и оригинальные подходы к решению заявленных проблем. Тема раскрыта полностью, однако ярко не проявляется творческий подход в ее осмыслении. Тема раскрыта глубоко, использованы творческие подходы в исследовании. Применение проблемы Не определена область применения данной проблемы. Процесс решения неточный или неправильный. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения намеченных проблем. Дизайн Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. Имеются постоянные элементы дизайна. Оригинальный дизайн подчеркивает содержание.