А. М. Новиков СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ От индустриального к постиндустриальному обществу ПО КНИГЕ: ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ. М.: Эгвес, с. (СМ. НА САЙТЕ
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Создатель: Я. А. Коменский 370 ЛЕТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Только начинается
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ: новая теория в пределе (на границе) совпадает с прежней теорией. Все, что наработано индустриальной педагогикой сохраняется. Но многое должно быть достроено.
СРАВНЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Смена парадигм образования Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Ценности образование для общественного производства образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры
Смена парадигм образования Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Мотивы -образование обучающихся как обязанность; -деятельность педагога как исполнение профессионального долга -заинтересованность обучающихся в образовании, удовольствие от достижения результатов -заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовлетворение от общение с ними
Смена парадигм образования Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Нормы -ответственность за учение обучающихся несет педагог; -авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции и требований дисциплины и усердия от обучающихся -обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; -авторитет педагога создается за счет его личностных качеств;
Смена парадигм образования Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Цели -направленность образования на приобретение научных знаний; - образование в молодости как «запас на всю жизнь»; -направленность образования на овладение основами человеческой культуры; -образование в течение всей жизни;
Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Позиции участник ов -педагог передает знания; -педагог над обучающимися; -педагог создает условия для самостоятельного учения; -педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство;
Компоне нты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Форм ы и метод ы -иерархический и авторитарный методы; -стабильные формы организации образовательног о процесса; -акцент на аудиторные занятия под руководством педагога; -демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; -динамичная структура учебных дисциплин; - динамичные формы организации образовательного процесса; -акцент на самостоятельную работу обучающихся
Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Средств а - основным средством является учебная книга; - учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационных систем и СМИ
Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество Контро ль и оценка контроль и оценка производятся преимущественн о педагогом смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся (с соответствующим методическим сопровождением)
Образованность в постиндустриальном обществе -это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить.