Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия Степень нарушения межфункциональных связей
сомато-вегетативный психомоторный аффективный эмоционально-идеаторный
На фоне незрелости всех систем ребенок в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость повышение t° нарушение сна и бодрствования нарушение аппетита желудочно-кишечные расстройства
Интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему, предрасположенной к динамическим расстройствам различного генеза: психомоторная возбудимость тики заикание страхи
Возрастает роль психогенных факторов таких как: неблагоприятные травмирующие взаимоотношения в семье реакции на привыкание к детскому образовательному учреждению неблагоприятные межличностные отношения
На любую вредность ребенок реагирует аффективным компонентом(от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с элементами негативизма, агрессии, невротическими реакциями) Могут встречаться следующие расстройства: 1. синдром аффективной возбудимости 2. синдромы страхов 3. синдром нарушения школьных навыков 4. синдром навязчивых состояний 5. психохарактерологические реакции 6. неврастенический синдром
– ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется: Патологическим фантазированием Сверхценными увлечениями и интересами Ипохондрическими идеями Психогенными и психопатическими реакциями Психохарактерологическими реакциями
Условно причины возникновения дизонтогений можно разделить на 2 большие группы: I биологические факторы II социальные факторы
Антенатальные (токсикозы беременности, заболевания матери во время беременности, вредные привычки и наркологические проблемы, психические нарушения у матери). Перинатальные (внутриутробные повреждения плода, патология процесса родов). Постнатальные (генотип, соматические заболевание до 7 лет, черепно-мозговые травмы). Наследственность и состояние здоровья родителей.
Факторы, влияющие на здоровье родителей и наследственность (клинические условия, особенности питания, уровень загрязненности окружающей среды, социально-стрессовые условия). Психические факторы (условия микросоциальной среды, типы воспитания, хронические психотравмирующие ситуации, школьные проблемы, школьная дезадаптация, структура и насыщенность свободного времени, фактор культуры). Психофизиологические факторы (умственное и физическое переутомление, структура и насыщенность двигательной активности, стиль жизни, проблемы подросткового возраста).
Ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных ее компонентов. Дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды.
Поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга. Асинхрония – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
I группа включает отклонения по типу ретардации задержанное развитие и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (УО) задержанное развитие (ЗПР)
II группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие (органическая деменция) Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний)
III группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально- волевых расстройств: искаженное развитие (РДА) дисгармоническое развитие (психопатия)
В последние годы все больше и больше появляется детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития. Это дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития».
Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации Нарушается «расшифровка» окружающего мира При сенсорной патологии При патологии эмоционально-личностной сферы