1 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 1 n Участники рынка утверждают, что доставка пиццы как самостоятельный бизнес сегодня развивается более активно, чем продажа пиццы в кафе и ресторанах. n Пицца весом 1 кг диаметром 30 см, приготовленная поваром от начала и до конца, стоит рублей, из полуфабрикатов - подешевле: (не учитываются расходы на работу повара, т.к. особых кулинарных умений не требуется). n В стоимость блюда помимо стоимости продуктов закладываются транспортные расходы (курьеры, как правило, работают на своем автотранспорте или же ездят на общественном транспорте), часть арендной платы за помещение, затраты на электроэнергию и т.д. В некоторых случаях возможно курьеру заказать, чтобы он дополнительно купил напиток и, например, сигареты. n По словам участников рынка, чистая наценка на блюдо составляет 25-50% и зависит от проданного количества. Роль дополнительных услуг в сфере питания
2 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 1 n Шаг 1. Место -Необходимо разработать техплан, спроектировать оборудование, получить разрешение СЭС - около $100 -Сертификация продукции - от $1 до 2 тыс. в зависимости от количества наименований в ассортименте -Производственное помещение 30 м2 + небольшой офис - арендная плата в среднем - $10-30 за метр. n Шаг 2. Оборудование и сырье: -Тестомес - от $2 тыс -Расстоечный шкаф - от $600 -Печь - от $2 тыс -Холодильник - $500 -Морозильная камера - $500 -Вентиляционное оборудование - от $3 тыс -Дополнительное оборудование для подготовки к реализации: столы для приготовления теста, шинковки продуктов, для упаковки - стоимость каждого от $100. -Затраты на сырье составят около $3 тыс. в месяц.
3 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 1 n Шаг 3. Персонал -два-три повара, при круглосуточной доставке - четыре; три курьера, диспетчер, желательно технолог -зарплата каждого - от $300 или по схеме оклад + проценты. n Шаг 4. Упаковка и дополнительные услуги В месяц на фольгу, пергамент, коробку и дополнительные принадлежности (вилка, нож, зубочистка, салфетка) - около $300. n Шаг 5. Связь и реклама Участники рынка отмечают, что потребителю будет удобнее при наличии возможности выбора - заказывать пиццу по телефону или через Интернет. Рекламу целесообразно размещать в Интернете, а также в СМИ, в телефонных справочных службах и распространять полиграфическую продукцию. Начальный рекламный бюджет должен быть не менее $3 тыс. n 15 специализированных бизнесов по доставке пиццы работают в Петербурге, еще у 15 предприятий общепита это дополнительная услуга. n Расходы: не менее $20 тыс., окупаемость – около года, доход $1-3 тыс.
4 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 2 n Одно из основных правил фаст-фуда: чем меньше наименований в ассортименте, тем лучше для быстроты работы n Участники рынка отмечают, что пышечный бизнес не сверхприбыльный, но стабильный n Наценка составляет не менее 100 % n Пышки нарасхват рядом со школами и вузами: еда недорогая и сытная. Вместе с пышками надо обязательно продавать горячие напитки: чай, кофе n 60 специализированных пышечных в Петербурге Роль продукта в сфере питания
5 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 2 n Шаг 1. Место -пышки - это дневная еда, вероятно, после спрос на них будет незначительным. -Современное пышечное оборудование занимает около 6 м2. Электрическая мощность отдельного помещения или торгового зала - не менее 10 кВт -лучше иметь помещение в собственности -потребуется не менее 40 м2, где разместятся четыре-пять столиков. Минимальная арендная плата за 1 м2 - $20. n Шаг 2. Оборудование - тестомесильное оборудование - около $400; - расстоечные шкафы - около $600; - оборудование для формирования и жарки изделий - от $500 до $2,5 тыс.; - вентиляционное оборудование - около $300; - дополнительное оборудование для подготовки к реализации: рабочий стол - около $100, стол для готовой выпечки - около $100, мойка - около $100; - кассовый аппарат - около $500.
6 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 2 n Шаг 3. Поставщики -в Петербурге около 10 поставщиков пышечного оборудования -в основном сырье закупается в гипермаркетах - ТК "Лента", Metro -затраты на сырье в месяц - около $2,5 тыс. n Шаг 4. Персонал Достаточно четырех человек, которые будут работать в паре (производство + продажа) при графике 2 через 2 дня - около $300. У персонала обязательно должны быть санитарные книжки. n Шаг 5. Реклама Основная реклама для пышечной, как и других предприятий быстрого питания, - сам процесс приготовления и потребления пищи. Поэтому не помешает обеспечить максимальную прозрачность стен и дверей заведения или павильона для взгляда прохожих. n Расходы: от $7 тыс. Доходы: от $1,5 тыс. в месяц, срок окупаемости - от 2 до 9 месяцев в зависимости от места и мощности производства
7 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 3 n Шаг 1. Место - место было проходимым. - площадь помещения - не менее 50 м2, арендная плата в центре в среднем $40 за м2. n Шаг 2. Оборудование - Новая установка - от $3 до $50 тыс. В основном в соляриях Петербурга представлены - от $9 до $25 тыс. - Лампы надо обязательно менять в срок - по истечении 800 часов, иначе клиент может получить ожог - Дополнительные расходы: салфетки, полотенца, услуги прачечной и т.д. - $30 n Шаг 3. Поставщики - Владельцы соляриев предпочитают покупать оборудование голландских и немецких производителей, в частности таких марок, как Hapro, Ergoline и др. - От количества и качества ламп могут зависеть скорость, качество и даже цвет загара. Солярий
8 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 3 n Шаг 4. Сотрудники Достаточно четырех человек, которые будут работать по двое при графике 2 через 2 дня - от $250. В основном работают студенты. n Шаг 5. Реклама и дополнительные услуги - По данным ООО "Доктор", первичные затраты на рекламу составят около $5 тыс. (изготовление визиток, листовок, абонементов, наружная реклама) - Увеличить количество клиентов - открыть массажный и маникюрный кабинеты, фитобар и др., также можно продавать косметические средства. - Сопутствующие товары - кремы, гели для загара - $300 в месяц. n Расходы: от $50 тыс., окупаются в течение года. Доходы: $3-8 тыс. в месяц при наличии в студии загара не менее пяти установок.
9 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Франчайзинг (1) n В современном виде франчайзинг существует с х гг. XX века. Первая франшиза в России ("Баскин Роббинс" в Москве) была куплена в 1993 г. n В России работают около 400 франчайзеров и 2,6 тыс. франчайзи (совокупный оборот - $4,63 млрд). n Во франчайзинг вовлечены около 80 сфер деятельности, в основном: розничная торговля (> не продуктовый ритейл), общепит, сфера услуг. n Роялти (платежи за использование технологии бизнеса франчайзера), как правило, составляет 5-7% от объема продаж, у крупных ритейлеров может составлять менее 1% n Наибольшим спросом пользуются франшизы стоимостью $15-35 тыс. (небольшие магазины, кафе). Часто успешные бренды завышают стоимость франшизы - $100 тыс. и выше. Дорогие франшизы, как правило, у ресторанов - до $1 млн
10 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Франчайзинг (2) n Предложение франшизы в России: ООО "Франш.ру" (раздел «Все франшизы России») n «Магазин готового бизнеса» - раздел «Магазин франшиз» n Портал «Продажа бизнеса» n «Российская ассоциация франчайзинга» n Другие порталы: net.ru, net.ru
11 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Франчайзинг (3) n Сеть кофеен «ГУРМЕ» ( –право работы под маркой "ГУРМЕ"; –передача технологии и рецептур; –консультации по эффективному ведению бизнеса; –обучение персонала - франчайзер подготовит управленческий, торговый и технический персонал в соответствии со стандартами ведения эффективного бизнеса "ГУРМЕ"; –постоянные поставки по выгодным ценам зелёного кофе, чая и аксессуаров, оформленные в фирменном стиле "ГУРМЕ". n Размер паушального взноса, необходимого для присоединения к сети кофеен "ГУРМЕ", составляет долларов. n Минимальный размер инвестиций для открытия кофейни (закупка оборудования, мебели, кофе, чая), составляет $45 тыс. n Расчетный срок возвращения вложений < 1,5 года.
12 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Франчайзинг (4) n Реалии ( от ): –Вложенные средства - $200 тыс. –Стоимость франшизы составила $7,5 тыс. По словам предпринимателя, кофейня станет рентабельной через полгода. –Общая площадь кофейни м2, площадь залов - 50 и 20 м2. –В кофейне 12 сотрудников, в три смены работают по три бариста. –Одно из условий франчайзера - обучение новых сотрудников опытными специалистами своей компании. –В ассортименте кроме различных видов кофе чай, коктейли, алкогольные напитки и десерты. Средний чек – 150 рублей, без учета алкогольных напитков. –Алкогольную лицензию купили за 100 тыс. рублей в течение месяца без особых хлопот. –Для привлечения посетителей через 4 месяца работы кофейни пришлось оборудовать зал для курящих.
13 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) ЛФГ – Лондонская финансовая группа n Специалисты компании работают только с предпринимателями, у которых есть хорошие, продуманные бизнес-идеи, потенциально интересные рынку. n Идеи оформляются в виде бизнес-плана (БП) и подробного описания проекта, после чего эксперты ЛФГ выдают экспертное заключение. n Требования к оформлению БП можно найти на сайте компании. n Сейчас в базе ЛФГ примерно 150 инвесторов, и только 20 хороших бизнес-идей, реализовано 17 проектов за 1.5 года. n Инвестиции: $30-$3 000 тыс. n
14 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 4 n СПб. Покупка под ключ уже действующей мясной лавки обойдется примерно в 50 тыс. рублей - если торговая точка расположена на продовольственном рынке. n Объем потребления мяса и мясопродуктов в Петербурге, тыс. т в год: 2002г г г Мясная лавка
15 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 4 n ШАГ 1 Регистрация предприятия На регистрацию в налоговой юрлица или ИП по системе "единое окно" уходит около 5 дней. Лицензии для торговли мясопродуктами не требуется, нужны разрешения Роспотребнадзора (СЭС и госторгинспекция), пожарных - на это требуется от 2 месяцев, затраты - от 4-5 тыс. рублей. n ШАГ 2 Дополнительное оборудование и место Бизнес под ключ - контейнер, - 50 тыс. рублей, в стоимость входит также холодильник и витрина. Товар - около тыс. рублей. Стоимость нового холодильника - около $3500, кассовый аппарат (обязательно оснащен электронной лентой и зарегистрирован в налоговой) - от 12 до 20 тыс. рублей. n ШАГ 3 Ассортимент Излишне широкий ассортимент делать не имеет смысла - до наименований. Дополнительно к мясопродуктам можно ввести в ассортимент другие ходовые продукты - сыры, масло (это привлечет покупателей) и сделать ставку на бесперебойную поставку свежей продукции. Закупают товар обычно не реже раза в неделю, объемом от 100 кг и больше. Наценка составляет от 30% и выше.
16 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 4 n ШАГ 4 Персонал Для открытия торговой секции на рынке фактически можно нанять только двух продавцов тыс. рублей в месяц. Доставку и разгрузку товара осуществляет поставщик мясопродуктов - чаевые водителю-грузчику около 300 рублей, товар завозится еженедельно, бухгалтерский учет (у индивидуального предпринимателя он упрощенный) можно вести самому. n ШАГ 5 Расходы и прибыль Аренда места под торговую лавку рублей. Налоги (ЕНВД) рублей. Охрана на рынке рублей. Оплата электроэнергии рублей. Всего в месяц: около 20 тыс. рублей. Инвестиции в открытие - от 50 тыс. рублей. n Ежемесячная чистая прибыль - около $
17 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 5 n Шаг 1. Оформление документации Регистрация ЧП или ООО, получение разрешения на торговлю молокопродуктами у санитарных органов - от $100. Как правило, молочные торговые точки находятся на упрощенной системе налогообложения. n Шаг 2. Подбор и аренда помещения Оптимально располагать молочный отдел в торговой зоне у метро либо в спальном районе, в магазине "у дома". Площадь - от 3 до 10 м2 Аренда - в среднем от $100 в месяц n Шаг 3. Оборудование На оборудовании молочной лавки не стоит экономить, поскольку при его поломке на день продукция испортится и точка может лишиться оборота за 2-3 недели. Лучше выбирать высокие холодильники-витрины, занимающие немного места. >$1 тыс. - стоимость холодильника-витрины, прилавка и кассы Молочная лавка
18 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Пример 5 n Шаг 4. Формирование ассортимента Как можно больше видов молочной продукции. Без представления разных ценовых сегментов подвидов. Например, достаточно 5-6 видов твердого сыра, 5-10 видов йогурта, 3-4 вида кефира и т.д. Около 60% оборота дает "быстрая" продукция - молоко, кефир, сметана. Весовая продукция в спальных районах привлекает больше покупателей, чем упакованная. n Шаг 5. Подбор поставщиков Необходимо выбрать одного-двух поставщиков - оптовых компаний, в ассортименте которых много видов продукции разных производителей. Кроме того, еще можно заключить договор с одним из областных молокозаводов. Поставки должны быть минимум через день. Средняя сумма заказа - от 2-3 тыс. рублей. n Шаг 6. Персонал За одним прилавком может работать один-два продавца (при наличии продукции на развес - два обязательно). У каждого должна быть санитарная книжка. Зарплата продавцу - от $300 в месяц. Оформление санитарной книжки продавцам - от 1100 рублей. n Итого Расходы: на создание молочной лавки - примерно от $1,5 тыс. Доходы: прибыль - от $1,5 тыс. в месяц, оборот - от $5-7 тыс. в месяц
19 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Персонал
20 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Приблизительное распределение временных затрат продавца
21 Как составить бизнес-план (маркетинговая часть) Подбор персонала n Училища, техникумы, ВУЗы n Сайты: jobList.ru, naim.ru, vacansia.ru, rabota.ru, profjob.ru, job.ru и др. n Газеты: Вакансия, Работа, Профессия и др. n Биржа труда, Ярмарки вакансий n Кадровые агентства