Марина Цветаева
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916 года 26 сентября (8 октября) 1892 года – 31 августа 1941 года
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА Трёхпрудный переулок. Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придём.
Отец – профессор, основатель Московского музея изобразительных искусств. Мать – талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна. Прекрасное образование: языки, музыка, рисование. «Книги мне дали больше, чем люди. Я мысленно всё пережила, всё взяла.»
Учителя. Друзья. «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие» М. Цветаева.
Любовь… Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стёклах, - И на стволах, которым сотни зим… И, наконец, чтоб было всем известно! – Что ты любим! любим! любим! любим! – Расписывалась – радугой небесной… Марина Цветаева и Сергей Эфрон год.
Семья Муж – Сергей Эфрон Дочь – Ариадна Эфрон Сын - Георгий Эфрон
Вся моя жизнь – роман с собственной душой. М. Цветаева
1910 – «Вечерний альбом» 1912 – «Волшебный фонарь» 1913 – «Из двух книг» 1920 – «Лебединый стан» 1921 – «Вёрсты» 1921 – «Стихи к Блоку» 1922 – «Разлука» 1923 – «Ремесло» 1923 – «Психея. Романтика» 1924 – «Молодец» 1928 – «После России» 1933 – «Живое о живом» 1934 – «Дом у старого Пимена» 1934 – «Пленный дух» 1935 – «Мать и музыка» 1936 – «Отец и его музей» 1936 – «Нездешний вечер» 1937 – «Мой Пушкин» 1938 – «Повесть о Сонечке»
Мироощущение Романтик, воспринимающий жизнь как дарованное на миг счастье Поэт черпает вдохновение из безмерности своей души Противопоставление «Я» окружающему миру «Одна из всех – за всех – противу всех!» Жизнь и творчество невозможно разделить «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» «Стихи - есть бытие» «Равенство дара души и глагола – вот поэт»
Тематика творчества Тема детства (период всестороннего обога- щения личности) Тема природы (колыбель человека) Тема дома и бездомья (обиталище души) Тема конфликта быта и бытия Тема России (Москва, историческая судьба) Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный) Тема высокого назначения Поэзии Тема любви как дарованного судьбой счастья Тема обречённой жертвенности («Лебе- диный стан»)
Лирическая героиня Тождественна личности поэта, противопоставлена внешнему миру, порой эгоцентрична, абсолютно искренна, честна, требовательна к себе
Вот опять окно, Где опять не спят. Может – пьют вино, Может – так сидят. Или просто – рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Крик разлук и встреч – Ты, окно в ночи ! Может – сотни свеч, Может – три свечи … Нет и нет уму Моему – покоя, И в моём дому Завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнём ! 23 декабря 1916 К. Васильев. Ожидание.
Любимые образы Предметные: Крыло (крылатость), орёл, лебедь, ворон … Шпага, клинок, кинжал, меч – знаки рыцарства, символ мужества Плащ, занавес… Море, волна, пена, камень… Деревья: тополь, рябина, бузина Письменный стол Окно, свеча, ночь, звёзды… Конкретно – исторические: Казанова, Лжедмитрий, Марина Мнишек, Карл VIII, Наполеон, Степан Разин. Пушкин, Блок, Магдалина « Литературные » Федра, Орфей, Гамлет, Офелия, Ариадна. Кармен, Кавалер де Грие, Дон Жуан и другие
Цветовая символика Любимые цвета – огненные Цвет – носитель смысла Контрастность цветов ( тонов ) (серебро – огонь, черное – белое и т.п.)
Поэтическая интонация Дробление поэтического текста (потока) на выразительные отрезки Использование пауз для выраже- ния смысла Графическое выражение интонаци- онного смысла через использова- ние тире, многоточие ( фигура умолчания) Перенос как приём создания ритмического рисунка текста
Своеобразие поэтического стиля Марины Цветаевой Автобиографичность Л. Г. Смешение стихий ( речевой, эмоциональной ) Контрастность Многомерность образов Цветовая и предметная символика Ёмкость словоформы ( неологизмы ) Звукопись Диалогичность формы Глубинная связь с народным творчеством Графические приёмы создания образов