Задание на урок: продолжите заполнять таблицу «Литература XIV – XVI вв». ДатаНазвание Автор Идея произведения
Общие черты: Образование единого государства способствует формированию общерусских культурных традиций; Расширение «горизонта обозрения» литературных произведений XV – XVI вв; В литературе проявляются элементы патриотизма, национальной гордости;
Центрами грамотности и просвещения остаются по- прежнему монастыри (библиотеки с рукописными и печатными изданиями). Учили сначала азбуку, Часослов, письмо, Псалтырь (Евангелие, премудрость математическая) Просвещение
Просвещение «Мастера грамоты» Зосима Соловецкий Александр Свирский Антоний Сийский
Процесс обучения: Тексты учили наизусть, вслух в общей школьной комнате. За нерадение учитель мог «сокрушать ребра», «учащать раны» своим ученикам. Той же цели внушению «книжной премудрости» - служила и «душеспасительная розга». «Твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслен, а не грубилий человек»
Домостро́й Домостро́й анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Автор: Автор: Сильвестр
«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям: О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну
Грамматика Максим Грек: «Начало грамоты греческой и русской»; «Предисловие о буковице, рекше и азбуковице», «Беседы об учении грамоте» «Сказание грамотичным степеней» Знающие люди высоко чтили знание грамматики, она сказано в «Азбуковнике» к.XVI века «основание и подошва всяким свободным хитростям» Максим Грек
Арифметика: Первое пособие по арифметике «Книга, рекома по- гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость». «малое число» - единицы, десятки, сотни, тысячи «тьмы» - десятки тысяч «легионы» - сотни тысяч «леодры» - миллионы («число великое словенское») «вороны» ( «леодры леодров» - число из 49 цифр) Изучаются дроби: «числитель» - «верхнее число», «знаменатель» - «исподнее число»
Историческая и политическая мысль «Повесть о Вавилонском царстве» приемственность власти византийских императоров от правителей Вавилона на русской почве дополняется версией передачи шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху»
Историческая и политическая мысль «Сказание о князьях Владимирских» Выводит родословную московских князей от римского императора Августа. Так возвеличивается самодержавие и суверенность власти российских монархов. Иван Грозный в письме к шведскому королю пишет: «Мы от Августа кесаря родством ведемся» Резной круг с фрагментом из «Сказания о князьях владимирских», посвященным Мономаховым регалиям, на троне Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. XVI в.
Теория «Москва третий Рим» Автор: Филофей Суть теории в том, что в истории христианства последовательно существовали три великих центра. Рим – пал из-за отступления от истинного христианства Константинополь из-за подписания Флорентийской унии 1439 году. А в 1453 распад христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную) Москва. А четвертому не бывать.
Публицистика Ф.И. Карпов (несовершенство общества, светской власти) И.С Пересветов ( проблемы устроения государства, положения крестьян, сторонник сильной государственной власти, централизация управления) А.М.Курбский (переписка с Иваном IV)
Проверь себя
1.Опишите процесс образования в древнерусских школах. 2.Что такое «Домострой»? Каково содержание данного литературного произведения? 3.Перечислите просветителей или «мастеров грамоты». 4.Раскройте смысл теории «Москва – третий Рим»