«Иконография Спасителя». Урок проводит Луценко Мария Алексеевна, учитель ОПК гимназии 8 г. Тихорецка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символы евангелистов Учитель ТМОУ «Караульская средняя общеобразовательная школа-интернат» Байкалова Л.С. Тетраморфы.
Advertisements

Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Небесный престол. Два источника для понимания видения небесного трона.
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Спас нерукотворный Спас нерукотворный Итак, типовой иконописный лик – тонкие черты, большие глаза, узкий тонкий строгий нос, тонкогубый маленький рот,
Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым.
Иконографические каноны. «Делати по подобию» Икона – (греч. «лик», «образ», «изображение»). Средневековая икона создавалась не как произведение искусства,
Иконогра́фия Иису́са Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа Иисуса Христа.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса Учимся читать икону.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Чудесный мир древнерусской иконы. Тема урока: Путешествие в мир иконы. Звенящие краски иконы. Урок в 5-м классе «ОПК» Истоки Урок 11.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Евангелисты. Ева́нгелиеЕва́нгелие (греч. «благая весть») жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается.
Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми.
План урока 1.Первые иконы из катакомб в Риме. 2.Христианские символы. 3.Приемы используемые при создании икон. 4.Чем отличается икона от картины. 5.Устройство.
Духовность русской православной иконы Шедевры иконописи МБОУ-СОШ 17, презентация учителя православной культуры Чечениной Т.И.
Транксрипт:

«Иконография Спасителя». Урок проводит Луценко Мария Алексеевна, учитель ОПК гимназии 8 г. Тихорецка

Иконографические типы Спасителя Умилясь на нежный облик твой Сколько глаз жестоких и суровых Увлажнялось светлою слезой! М.Волошин Звенигородский Спас (Андрей Рублев)

Икона - это то же, что и священная книга, но только в линиях и красках. В священной книге мы читаем Божии слова, а на святой иконе созерцаем святые лики. Главная функция иконы – Молитвенная. Молитвенное почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит к Первообразу, к Первообразу возносится и молитва человека.

Спас Вседержитель со сценами деяний и страстей Спас Вседержитель

Канон иконы держится на трех неизменных источниках – Священном Писании, Священном Предании и литургическом опыте Церкви. Догмат- незримая основа иконы. Сакральное, литургическое, богословское значение иконы – главное, ради чего она создавалась. Икона – это: 1. Явление сакральное, богословско-догматическое. 2.Отражение истории духовного опыта, Церкви и Отечества. 3.Произведение искусства.

Иисус Христос. Рим.

Как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам И по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением и в тишине великой соверши ее. Архимандрид Пахомий

Иконографические типы Спасителя. Спас Нерукотворный Господь Вседержитель или Пантократор Господь на престоле Спас в Силах Спас Эммануил

Внешний облик Иисуса Христа « В настоящее время,- пишет Лентул,- явился в Иудее человек, называющий себя Иисусом Христом. Ученики Христа называют его сыном Божиим. Этот человек высок ростом и имеет наружность, полную достоинства. Взирая на него, нельзя не любить Его и не чувствовать перед Ним благоговения. Его русые волосы вьются, локонами спадая на плечи. Чело гладко и ясно. Лицо – совершенно чистое, с легким румянцем на щеках. Взгляд приятный и открытый; нос и рот правильны…Голубые блестящие глаза удивительно привлекательны. Речь обдуманная, верная, сдержанная.Это один из красивейших людей».

Спас Нерукотворный Святой Убрус.

Основные виды изображений Нерукотворного Спаса Спас на Убрусе Спас на Чрепии Плат Вероники( с 18века Христа нередко изображали не с нимбом,а в терновом венце)

Господь Вседержитель, или Пантократор Господь Вседержитель

Господь Вседержитель, или Пантократор Спас Вседержитель (Филипп Давыдов)

Господь на престоле. Спас на Престоле (Новгород)

Царь Царем

Спас Архиерей Великий. Архиерей – от греческого « Старший священник». Небесный Архиерей- это Христос, являющийся главой Церкви.

Спас В силах «…И вот, престол стоял на небе и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И от престола исходили молнии и громы, и гласы…» Иоанн Богослов

« И первое животное было подобно льву, и второе подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» Эти животные символизируют четырех апостолов, которые разносят слово Божие по четырем сторонам света. Ангел, или некое существо с человеческим лицом- это евангелист Матфей, Лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн Богослов. Есть и еще одно толкование этих образов: Ангел – обозначает воплощение Бога в человека. Телец – жертву спасителя. Орел – духовное видение. Лев – Царственную власть сына Божия.

Спас в Силах Феофан Грек ? «и я видел… великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его было видно подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла…»

Спас Эммануил « Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут –Эммануил» Эммануил – « С нами Бог»

Спас Эммануил на престоле.