Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии 1 категории МОУ СОШ 32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области СТРУКТУРИРОВАНИЕ УРОКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через систему самостоятельной и практико-ориентированной деятельности учащихся Из опыта работы.
Выбрать любое задание: 1.Составить характеристику объекта, используя типовой план (ГП, рельефа и т.д.). 2.Составить анализ географического объекта (по.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
ТОМИЛОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ МОУ СОШ 47.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
ГЕОГРАФИЯ – ЭТО КОМПЛЕКС НАУК, ИЗУЧАЮЩИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.
РМО учителей географии от г.. Этапы учебного познания ученик учитель восприятие Усвоение представлений, умение наблюдать, проводить измерения,
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
География Московской области 1 –й урок Географическое положение. Административное деление. Природные особенности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Вирясова Наталья Александровна, учитель биологии БОУ г.Омска СОШ 54.
Транксрипт:

Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии 1 категории МОУ СОШ 32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области СТРУКТУРИРОВАНИЕ УРОКА

ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: ОБОСНОВАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ПО СМЫСЛОВЫМ БЛОКАМ ОБОСНОВАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ПО СМЫСЛОВЫМ БЛОКАМ

задачи: Ознакомить с разработкой структуры урока по смысловым блокам. Определить особенности данной модели урока. Выявить последовательность действий учителя при разработке данной структуры. Обобщить опыт работы по данной теме.

Актуальность: В дидактике утвердилась идея о том, что структура урока не должна быть универсальной, раз и навсегда заданной при любых целях и содержании учебного материала. Структура урока может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была чёткой. Осуществлению этих требований помогает выделение по ходу урока смысловых блоков – относительно целостной части содержания, которую возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи. Эти блоки, их последовательность и связи между ними образуют первичную структуру урока. Процесс усвоения, вся организация познавательной деятельности учащихся планируется применительно к этой структуре.

Значение и структура урока Основной формой организации учебной работы является урок, который имеет своё специфическое содержание, отличающее его от других. В этом содержании преломляются общие учебно- воспитательные задачи. Вместе с тем урок выполняет определённую роль в формировании знаний, умений и навыков. Система уроков даёт возможность учителю последовательно развёртывать свой курс, позволяет применять различные методы обучения, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной самостоятельной работой учащихся, обеспечивая вооружение учащихся необходимыми умениями и навыками и развитие познавательных способностей. Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Значение и структура урока Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежние жёсткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий. Важным современным положением является то, что целесообразность тех или иных структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса, а не по структурному совершенству и завершённости отдельных уроков.

Значение и структура урока Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности.

Современный урок Направлен на формирование личности. Учитель – это организатор учебной познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант. Наличие сотрудничества между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации, деятельности школьников. Центральное место – это применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока. Общение между учащимися в процессе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности. Не исключены межпредметные уроки, проводимые двумя- тремя учителями разных предметов. Тесно связан с экскурсиями, полевыми практикумами, работой на экологической тропе, в микрозаповедниках. Появления новых типов уроков: семинар, зачёт, конференция и т.д. Передача учащимся части функций учителя.

Разработка структуры урока и планирования познавательной деятельности учащихся Структура урока не должна быть универсальной, а может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была очень чёткой. Смысловые блоки – относительно целостные части содержания, которые возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи.

Последовательность действий учителя при разработке структуры урока Формулировка целей урока Выбор модели структуры урока Выделение смысловых блоков Формулировка познавательных задач Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой задаче (отбор методов и форм организации обучения) Анализ хода урока с точки зрения того, ведёт ли он к достижению выдвинутых целей; внесение необходимых корректив

Разработка структуры урока и планирования познавательной деятельности учащихся Структурирование урока по смысловым блокам с постановкой познавательных задач позволяет соединить содержательную и деятельностную стороны учебного процесса. В проблемном уроке содержание и последовательность смысловых блоков определяется логикой решения проблемы. В географии возможна и такая модель, в которой образующие структуру урока смысловые блоки выстроены в логике рассуждения при проведении сравнения.

Модели структуры урока географии, образованные смысловыми блоками На основе пунктов типового плана характеристик компонента природы, ПТК, отраслей народного Хозяйства, района Структура определяется логикой решения проблемы Структура определяется логикой приёма сравнения

Выбор методов обучения определяется местом обучения в курсе Прежде всего он должен решить: Факторы, влияющие на решение: 1.В каких вопросах будут использованы типовые самостоятельные работы, а в каких – проблемные или творческие? 2.Какой учебный материал будет дан в готовом виде, а какой будет изучен школьниками самостоятельно? 3.Соответствуют ли отобранные методы обучения возрастным особенностям учащихся? 1.Цели урока 2.Содержание урока. 3.Подготовка учащихся. 4.Возрастные особенности учащихся. 5.Наличие средств обучения.

Обобщение опыта по теме: «Структурирование урока география » Работая по теме «Структурирование уроков географии по смысловым блокам» разработала систему уроков по некоторым темам в 8-10 классах

9 класс. Тема: «Природа Волгоградской области» Смысловые блокиПознавательные задачиДеятельность учащихся 1.Обоснования для утверждения о выгодности ЭГП Волгоградской области. 2.Геологическая история. Доказать, что область: А) выгодна расположена относительно сырьевых баз страны, транспортных магистралей; Б) выгодность ЭГП положительно влияет на развитие хозяйства области. Выявить основные этапы формирования природы области. Самостоятельная работа по группам с картами и другими источниками для построения доказательств. ( 3 уровень) Усваивают проблемное изложение учителя, составляют за ним схематичный конспект. ( 1 уровень)

3.Геология, рельеф и полезные ископаемые. 4. Климат, агроклимати ческие ресурсы. 5. Реки, озёра. 6. Почвенно- растительны е ресурсы. Животный мир. Выяснить связь между геологическим строением, современным рельефом и полезными ископаемыми. Установить главные черты климата в зависимости от климатообразующих факторов. Показать особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Установить и объяснить главные черты природных зон, их смену в зависимости от климата. Самостоятельная работа с учебником, картами. (1 уровень). Самостоятельная работа по группам с картами, диаграммами, климатограммами и другими источниками. (2 уровень). Самостоятельная работа с текстом учебника по заполнению сравнительной таблицы. (2 уровень). Усваивают проблемное изложение учителя, заполняя по ходу таблицу. (1 уровень).

7. Природные комплексы области. 8. Охрана природы. 9. Памятники природы Волгоградс кой области. 10. Природа Волгоградс кой области Выделить ПТК и дать их характеристику. Выявить особенности охраны атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы. Познакомить с уголками природы области. Обобщить полученные знания. Работа в группах по оставлению характеристики, используя творческий подход к отчёту о проделанной работе. (3 уровень). Самостоятельная работа по установлению причинно- следственных связей. (3 уровень). Участвуют в семинаре, пишут эссе. Участвуют в зачёте, выполняют тестовую работу.

Содержание и последовательность смысловых блоков отражает типовую схему изучения ПТК

10 класс. Тема: «Промышленность- ведущая отрасль мирового хозяйства». Аналогично можно развернуть учебный материал при рассмотрении любого компонента природы, отрасли промышленности и т.д.

Урок 1 «Промышленность» (урок лекция ) Смысловые блоки Познавательные задачи Деятельность учащихся Источники знаний 1.Промышлен ность: история формирова ния, значение, основные функции. 2. Отраслевая структура промышлен ности А) Выявить этапы становления промышленного производства в мире. Б) Определить значение и основные функции промышленности. Выявить отраслевой состав и классифицировать по различным признакам. Усваивают проблемное изложение учителя и заполняют систематизирующую таблицу. Самостоятельная работа с учебником и дополнительным источником знаний. Самостоятельная работа с учебником и дополнительным источником знаний, составление схематичного конспекта «Классификация отраслей промышленности» Стр. 111 и дополнительны й текст Стр и дополнительны й текст

Урок 1 «Промышленность» (урок лекция ) продолжение 3.Изменение отраслевой структуры в эпоху НТР. 4.Уровень развития промышленног о производства в странах мира. 5.Лидеры промышленног о производства. 6.Роль стран мира на мировом промышленно м рынке. Установить и объяснить изменения в отраслевой структуре промышленности. Определить страны с индустриальной структурой хозяйства, долю ВВП на промышленное производство некоторых стран мира. Выявить лидеров промышленного производства. Определить участие страны в МГРТ по промышленной продукции и значение на мировом промышленном рынке. Учащиеся усваивают проблемное изложение учителя, выполняя схематический конспект. Самостоятельная работа со статистическим материалом. Работа с дополнительным источником знаний. Знакомятся с особенностями творческой работы по теме и определяют страну, по которой будет выполнена работа. Творческая работа выполняется во внеурочное время и защищается на уроке 8 Таблица в учебнике (приложение) Дополнительный текст, карты атласа. Дополнительная литература, ресурсы Интернета.

Урок 2 «Топливно-энергетическая промышленность» (урок практикум) 1.Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отрасли промышленнос ти. Взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. 2.Нефтяная, газовая, угольная промышленнос ти; электроэнергет ика. Выявить значение, состав, структуру и особенности отрасли, установить взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. Выявить особенности, характеризующие отрасли промышленного производства. Учащиеся составляют кляйстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Работа по группам (4 группы) по карточкам-заданиям, с использованием учебника и дополнительных источников познания. учебника. Отчёт о проделанноё работе Текст учебника, атлас, картосхем ы и таблицы

Урок 3 «горнодобывающая промышленность» (конференция) 1.Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отрасли промышленности. Взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. 2.Великие горнодобывающие страны. 3.Страны с узкой горнодобывающей промышленностью. 4.Основные грузопотоки полезных ископаемых. 5.Горнодобывающая промышленность: подведение итога. Выявить значение, состав, структуру и особенности отрасли, установить взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. Определить роль и значение этих стран в МГРТ. Выяснить оснавные направления грузопотоков. Обобщить полученные знания по теме. Учащиеся составляют кляйстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Усваивают проблемное изложение одноклассников, задают вопросы, делают записи в тетрадях. Усваивают проблемное изложение одноклассников, задают вопросы, делают записи в тетрадях Составляют картосхему основных грузопотоков полезных ископаемых. Учащиеся пишут статью или эссэ по теме, используя свои записи и полученные ответы на поставленные вопросы. Карты атласа и учебника Стр.119

Урок 4 «Машиностроение, металлургия, химическая промышленность» (урок практикум) 1.Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отраслей промышленн ости. 2.Машиностро ение, металлургия, химическая промышленн ость Выявить значение, состав, структуру и особенности отраслей промышленного производства. Выявить особенности, характеризующие отрасли промышленного производства. Учащиеся составляют кляйстер по вариантам (1- металлургия; 2- машиностроение; 3- химическая) кляйстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Работа по группам (4 группы) по карточкам- заданиям, с использованием учебника и дополнительных источников познания. учебника. Отчёт о проделанноё работе Текст учебника, атлас, картосхемы и таблицы

Урок 5 «Лесная и лёгкая промышленность» ( урок-практикум) 1.Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отраслей промышленнос ти. 2.Лесная и лёгкая промышленнос ти. Выявить значение, состав, структуру и особенности отраслей промышленного производства. Выявить особенности, характеризующие отрасли промышленного производства. Учащиеся составляют клейстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Работа в парах (2 варианта) по карточкам- заданиям, с использованием учебника и дополнительных источников познания. учебника. Отчёт о проделанноё работе Текст учебника, атлас, картосхемы и таблицы

Урок 6 «Промышленность и окружающая среда» ( семинар) 1.Обоснование для выделения проблем окружающей среды. 2.Горнодобывающая промышленность и окружающая среда. 3.Металлургия и окружающая среда. 4.Химическая промышленность и окружающая среда. 5.Лесная промышленность и окружающая среда А) Доказать, сто промышленность негативно влияет на окружающую среду. Б) Понять связь этой проблемы с промышленными отраслями. Оценить влияние отрасли на окружающую среду и выявить причины и пути решения проблемы. Самостоятельная работа с источниками знаний для построения доказательства. Усваивают проблемное изложение учителя. Усваивают проблемное изложение одноклассников, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Стр. 125

Урок 7 «Территориальная структура промышленности» (урок-исследование) 1.История формирования промышленных районов мира. 2.Современные типы промышленных районов мира и их особенности. 3.География промышленных районов мира. Выявить этапы формирования промышленных районов. Определить типы, базовые отрасли (факторы ориентации), Установить особенности размещения промышленных районов по странам мира. Усваивают проблемное изложение учителя и заполняют систематизирующую таблицу. Составляют картосхемы «Промышленные районы мира». Заполненная таблица и карты атласа.

Урок 8 «Промышленность мира» (защита творческих работ) 1.Обобщение знаний по теме: «Промышленн ость – ведущая отрасль мирового хозяйства». 2.Роль стран мира на мировом промышленно м рынке. Обобщить полученные знания по теме «Промышленность – ведущая отрасль мирового хозяйства». Определить участие страны в МГРТ по промышленной продукции и значение на мировом промышленном рынке. Отвечают на вопросы теста. Защита творческих работ

Итог: Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности. Изменение структурного построения занятия обязательно влечет за собой и новое построение познавательного процесса.