ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884 – 1937) - русский писатель, одна из самых знаменитых фигур в литературном процессе 1920-х гг., вошел в историю отечественной словесности в основном как автор знаменитого романа – антиутопии «Мы»
Революционная молодость Начало литературной деятельности Особенности поэтики Отношение к революции Мастер Отлучение
Родился в патриархальной семье священника и дочери священника, одаренной пианистки, привившей сыну любовь к музыке. Окончив с золотой медалью воронежскую гимназию, Замятин в 1902 поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института, хотя уже тогда явно обозначился его интерес к литературе. В студенческие годы много путешествовал по России. Накануне событий вовлечен в революционную деятельность, вступил в Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) и боевую дружину Выборгского района. В литературе он так же остался «еретиком», постоянно отступая от генеральной идеологической линии и творя в согласии с собственным пониманием. В 1905 арестован и после нескольких месяцев выслан в родную Лебедянь под особый надзор полиции. В 1906 надзор снят, но так же запрещалось жить в Петербурге. Несмотря на это, он вернулся в столицу и завершил свое образование со званием морского инженера. Для продолжения научной карьеры его оставили при кафедре корабельной архитектуры.
В 1908 – первый рассказ «Один» В 1911г за нелегальное проживание в столице высылка в Лахту на берегу Финского залива 1913 – подлинный дебют в литературе – повесть «Уездное», которая была высоко оценена многими современниками – «На куличиках», вызвавший скандал и гнев цензуры как клевета на русскую армию.
Ни в «Уездном», ни в «Островитянах» нет фантастики. Произведения посвящены «уездному» быту, однако сам быт – фантастичен. Такова особенность художественного видения Замятина, писателя острых граней и углов, смещенных плоскостей, резкого и неожиданного чередования ярких теней и ярких слепящих, разбегающихся пятен. Реальность – сатирически сдвинута, отстранена, мозаична и экспрессивна, деталь выдвинута на передний план, шаржировано замещая портрет. В жизни и в людях не принимал механистичности, что означало для него тупость, косность и замкнутость. Он словно играл словами, бликами, пятнами, с легкостью разрывал ткань повествования, стремясь насытить его сюжетной, образной и языковой динамикой и экспрессией. Иронию Замятин считал одним из важнейших составных своего «неореализма» или, пользуясь другим его термином, «синтетизма», сочетающий традиционный реализм с символизмом, фантастику с бытом. Она в основе многих его произведений, как дореволюционных, так и послереволюционных, рисующих удручающую картину распада цивилизованной жизни, жестокость, голод и холод. Вместе с тем сарказм слит с сочувствием к обыкновенному человеку, раздавленному и лишенному самого насущного.
В 1916 году Замятин был командирован в Англию наблюдать за постройкой кораблей для русского флота. Но с началом революции в России (1917) возвратился на родину. Революция была принята им романтически – как нарушение и разрушение установленного порядка, как взрыв вековой косности, как возможность новой, живой жизни в противовес жизни мертвенной. Это было скорее эстетическое, нежели социальное восприятие революции – блоковское, скифское, бунтарское. Однако его энтузиазм не был продолжительным. Революция с первых же дней показала, что в ее пламени легко сгорают те ценности, которые для Замятина были первостепенными – свобода и личность. Поэтому отношения писателя с большевистской властью скоро разладились. Дважды он был арестован: в 1919 и 1922, едва не оказавшись на «философском корабле» вместе с другими известнейшими деятелями русской культуры, высланными из России.
Много внимания Замятин уделял проблемам художественного мастерства. В образовавшемся вокруг него литературном кружке «Серапионовы братья» к нему относились как к мэтру. Замятин выступал с литературно-критическими статьями, где страстно отстаивал свободу творчества и предостерегал писателей против «всепоглощающего единомыслия». Как редактор, он активно участвовал и в издании журналов: «Дом искусств», «Современный Запад», «Русский современник», в работе издательства «Всемирная литература» и других.
Во второй половине 1920-х гг. нападки идеологически ортодоксальной критики на писателя усилились. А после 1929, когда «Мы» в сильно сокращенном виде появились на русском языке в парижском журнале «Воля России», он почти полностью был отлучен от печати. В знак протеста Замятин вышел из союза писателей и попросил разрешения уехать заграницу, в чем ему было отказано. И только после письма Сталину в 1931 разрешение неожиданно было получено. В ноябре 1931 Замятин выехал с женой сначала в Берлин, затем в Париж... Он участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. С антисоветскими выступлениями он не выступал, и потому эмиграцией не был принят. Он продолжал работать над романом из эпохи заката Римской империи «Бич божий», писал воспоминания о Чехове, Кустодиеве и др. Снятый по его сценарию фильм «На дне» с Ж. Габеном был признан лучшим французским фильмом 1936 года. Ему не удалось вернуться в Россию. Он умер в Париже от разрыва сердца.