Пустыни
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. Развивать умение работать с географической картой, атласом- определителем, гербарием, дополнительной литературой. Развивать умение работать с географической картой, атласом- определителем, гербарием, дополнительной литературой. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование Карта природных зон, картины и рисунки, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы».
Тест «Зона степей» 1. Зона степей расположена на... нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: а) розовым;б) зеленым; в) желтым;г) коричневым. 3. Характерный признак зоны степей - это... а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся... а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. 5. Для растений степи характерны: а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки; в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
Тест «Зона степей» 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б)загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; неограниченный выпас оленей; в)распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 7.Какая из цепей питания характерна для степи: а)ежевика - лемминг - песец; б)водоросли - рачки - сайка - гагарка; в)растения - заяц- беляк - рысь; г)зерно - суслик - орел- беркут, 8.Основным занятием населения степей является – а)земледелие; б)рыболовство; в)оленеводство.
кроссворд Вопросы к кроссворду: 1. Хвойное дерево, около него встречают Новый год. 2. Лиственное дерево-медонос. 3. Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке. 4. Дерево с мягкой хвоей. 5. Лиственное дерево: плакучая Лиственное дерево с белой корой. 7. Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистный, американский и татарский. 8. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра. 9. Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. 10. Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками. П. Лиственное дерево с мягкими пуховыми сережками.
Таблица ПричиныСледствия Вырубка лесных полос Неправильная распашка почвы Суховеи Смыв почвы водными потоками
Просмотр видеофильма
Пустыня Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в пустыне На желтый necок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. Желтая птица неслышно плывет.
Способы приспособления Природные условияРастенияЖивотные
Игра «Узнай меня» Сколько важности в походке! Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По пустыне-сковородке, По колючкам босиком По колючкам босиком Кто вдет с горбом-мешком? (Верблюд.) Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.(Тушканчик.) Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.) Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.) Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун). Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун). Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-кие, как вязальные спицы. (Саксаул). Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-кие, как вязальные спицы. (Саксаул).
Стр Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Рассказ- отчет о работе нашей экспедиции в пустыне. Стр Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Рассказ- отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.