«Формирование положительной мотивации в образовательном процессе»
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Учебные мотивы – весь комплекс побудителей учебной деятельности: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно- смысловые особенности. Мотивация – реализация мотивов в учебной деятельности
Группы мотивов. Познавательные мотивы интерес к получению знаний; любознательность; стремление к развитию познавательных способностей; получение удовольствия от интеллектуальной деятельности; организация учебного труда самообразование Социальные мотивы направленность на общение с людьми отношения с другими людьми стремление занять определённое место среди сверстников заслужить авторитет осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия
Уровни познавательных мотивов 1.Широко познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями. 2.Учебно – познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний. 3.Мотивы самообразования – ориентация на приобретение специальных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования
Уровни социальных мотивов 1.Широкие социальные мотивы – долг и ответственность, понимание социальной значимости учения. 2.Узкие социальные или позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение. 3.Мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком
Типы отношений к учению Отрицательное отношение – бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату: не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности, учебная деятельность не сформирована. Положительное (аморфное, нерасчлененное) отношение к учению – наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; широкие социальные мотивы долга: понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем. Положительное (познавательное, осознанное инициативное) отношение к учению – мотивация характеризуется переопределением и доопределением задач учителя, постановкой новых целей. Учебная деятельность включает возникновение самостоятельно поставленных целей, овладение умениями планировать и оценивать учебную деятельность. Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение школьника к учению – мотивация характеризуется соподчинением мотивов и их иерархией, устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы, умением преодолевать препятствия при достижении цели. В учебной деятельности наблюдаются поиск нестандартных способов решения учебной задачи, гибкость и мобильность способов действий, выход из учебной деятельности к самообразованию, переход к творческой деятельности.