( ) Испанский художник, гравер
Гойя вошел в историю искусства как живописец, отрицающий классические правила композиции, сумевший показать человеческие существа вне окружающей среды. Художественное мировосприятие художника предвещает живопись сюрреализма
Родился 30 марта 1746 года в городе Фуэндетос, провинция Сарагоса. Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. Матерью его была дочь разорившегося идальго. До наших дней сохранился официальный акт о смерти отца с лаконичной припиской: «Ничего не завещал, ибо нечего было завещать». Рано обнаружились необычайные художественные способности: 1760 г.– определен учеником сарагосского живописца Хосе Лусано Мартинеса 1764,1766 гг. – безуспешные попытки поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде С 1766 г. Занимается в Мадриде у Франсиско Байеу. Обучение Семья
В 1771 году Гойа побывал в Италии, где в Пармской академии удостоился второй премии за эту картину
В 1776 году Гойа получает место художника в королевской мануфактуре гобеленов. В 1776 году Гойа получает место художника в королевской мануфактуре гобеленов. Основные темы в сериях панно - Сцены народной жизни (сбор урожая, игры, празднества). Основные темы в сериях панно - Сцены народной жизни (сбор урожая, игры, празднества). Некоторые характеристики: Все построено на сочетании звучных, насыщенных тонов, проникнуты настроением беззаботного веселья. Автор передает разнообразные народные типы в ярких национальных одеждах, их манеру держаться, особенности испанской природы. Фигуры согласно вкусу времени несколько идеализированы. Работа над шпалерами принесла Гойе известность.
В гибкой грации женщины, в ярких и смелых рефлексах цвета, переливах розового, желтого, зеленого, в сложном фантастическом освещении и какой-то почти музыкальной стройности композиции ощущается магия кисти, которая только что осознала свое могущество и откровенно наслаждается им. Это – одна из вершин «раннего Гойи»
С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист : Портрет графа Флоридабланка, (банк Уркихо, Мадрид), «Семья герцога Осуна», 1787, (Прадо);Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787(Национальная галерея искусства, Вашингтон);Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);Ф. Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796г. ;Ф. Гиймарде, 1798 (Лувр, Париж),«Ла Тирана», 1799(АХ, Мадрид);« Семейство герцога Осунского. 1788
Портрет Марии Терезы Кайетана де Сильва, Герцогини Альба Герцогиня Альба в черном
Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков резкими столкновениями тёмного и светлого. В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями обостряет неприязнь Гойя к феодально- клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени Сон разума рождает чудовищ.
Серию офортов из 83-ти листов «Капричос» («Caprichos» - «Причуды») Гойя создавал в период с 1793 по ( Офорт – разновидность гравюры) Капричос считается сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
Никому ни слова Охота за зубами (зубы повешенного чудодейственное средство для колдовства)
Все погибнут Удивительно! Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю гибели. Вот они и ощипаны Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место
А у него сгорает дом. Такова сила вина Маменькин сынок
Гойя продолжает работать в жанре портрета, отойдя от поверхностной трактовки героев и сюжетов к строгому интеллектуальному реализму. Гойя продолжает работать в жанре портрета, отойдя от поверхностной трактовки героев и сюжетов к строгому интеллектуальному реализму.
Неподвижно стоят застывшие фигуры в парадных роскошных одеждах. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица. И вместе с тем это полотно полно редкой живописной красоты. Свободный мазок виртуозно передает блеск атласа, воздушность кружев, сияние драгоценностей. Фигуры окружены светом и воздухом, придающим мягкость переходам светотени, богатство красочным оттенкам
В начале нового столетия Гойа пишет одетуюю и обнаженную «Маху». Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. Обе картины отличаются блеском живописи, почти лихорадочной, стремительной точностью мазка и тонкой передачей красоты женского тела. Вместе с тем нельзя не отметить известной напряженности в чуть вызывающей позе, настороженности почти враждебного взора, особенно у обнаженной махи, что лишает ее образ той естественной и радостной свободы жизнеощущения, которая так характерна для женских образов эпохи Возрождения
На страдания и разрушения своей страны Гойя откликнулся созданием серии из более 80-ти офортов – «Бедствия войны» В них художник не приукрасил и не героизировал военные действия, а представил их как есть, - ожесточающими человеческое сердце и делающими его способным на зверства.
Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, сохраняется в Королевской Академии Изобразительных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде. При жизни художника его офорты не были широко известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти.