Проект по предмету музыка: « Где живет вальс ?»
Ход исследования: Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс. Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс. Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство. Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство. Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
Гипотеза: На основе интонаций бытовых танцевальных жанров, в частности вальсов, могут рождаться развёрнутые музыкальные произведения, такие как балет, опера и симфония. На основе интонаций бытовых танцевальных жанров, в частности вальсов, могут рождаться развёрнутые музыкальные произведения, такие как балет, опера и симфония.
Цели: Выяснить наличие вальсовых интонаций в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик». Найти вальсовые интонации в опере С.С.Прокофьева «Война и мир» Раскрыть тяготение к «серьёзной» музыке одного жанра – вальса.
Задачи: Раскрыть более широко понятие жанра вальс. Раскрыть более широко понятие жанра вальс. Уметь различать вальсовые интонации и ритм от других танцевальных интонаций и ритмов. Уметь различать вальсовые интонации и ритм от других танцевальных интонаций и ритмов.
История возникновения вальса. Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию.В середине ХУII СТОЛЕТИЯ во Франции бытовал народный танец вольт. Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию.В середине ХУII СТОЛЕТИЯ во Франции бытовал народный танец вольт. В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант. В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант. В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер. В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер.
Новый танец вальс соединил в себе элементы вольт, фурманта, лендлера и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни. Новый танец вальс соединил в себе элементы вольт, фурманта, лендлера и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни. В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими. В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими.
В удивительном вальсе кружились дома, и старинные храмы несли купола, и на лучших страницах раскрылись тома, и звонили беззвучные колокола. Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов, вальс к лицу лицо, без прикрас, вальс военных дней, смерти и огней, вальс судьбы моей, жизни вальс, Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм, вальс огней реклам, вальс дождей, вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз, вальс травы в покос, вальс людей. В удивительном вальсе кружились дома, и старинные храмы несли купола, и на лучших страницах раскрылись тома, и звонили беззвучные колокола. Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов, вальс к лицу лицо, без прикрас, вальс военных дней, смерти и огней, вальс судьбы моей, жизни вальс, Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм, вальс огней реклам, вальс дождей, вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз, вальс травы в покос, вальс людей. А. Дольский А. Дольский
Вальсовая ритмика Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности- вальса, который в музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа». Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности- вальса, который в музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа».
Анализ вальса из оперы « Война и мир» С.С.Прокофьева. Если ария Кутузова- важнейшая точка темы войны в опере С.С.Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце, в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье. Если ария Кутузова- важнейшая точка темы войны в опере С.С.Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце, в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.
Вывод: Проанализировав и проследив историю возникновения вальса, его распространение в музыкальном мире, мы подтверждаем гипотезу, что вальс существует не только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других. Проанализировав и проследив историю возникновения вальса, его распространение в музыкальном мире, мы подтверждаем гипотезу, что вальс существует не только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других.
Источники: Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко/ авт.-сост.В.М.Самигулина,- Волгоград: Учитель, Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко/ авт.-сост.В.М.Самигулина,- Волгоград: Учитель, с. 154 с. Музыка.8 класс: поурочные планы/авт.- сост.В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, с. Музыка.8 класс: поурочные планы/авт.- сост.В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, с. Б.Асафьев. О музыке Чайковского.- Издателсьтво «Музыка», с. Б.Асафьев. О музыке Чайковского.- Издателсьтво «Музыка», с.